По вопросам вступления в Союз писателей звоните:

Тобольская Татьяна Станиславовна, 8 499-430-00-89 доб. (101)
ответственный секретарь приёмной комиссии ИСП.

Получать наши новости по электронной почте:

Введите ваш email:

Альфред Бодров: «О провинциальности в литературе»

Bodrov (1)

До сих пор в психологии отечественного обывателя остается неистребимым стереотип негативного отношения к явлениям провинциальности в одежде, в манере общения, в языке и вообще в мышлении. Нередко можно встретить упоминание о провинциальности в негативном свете также и у литературных критиков. Скажем прямо, деление литературного процесса на провинциальный и столичный не лишено оснований, хотя грань между ними условна, подвижна и во многом субъективна. Справедливости ради подчеркнем, что при всем разноречивом характере уровень литературных явлений на местах за последние четверть века значительно повысился, стал отличаться многообразием тематики, широтой художественных средств и глубиной образов. В немалой степени этому способствуют литературные фестивали, конкурсы, смотры и разного рода соревнования, а также творческие объединения, кружки, секции и печатные издания, в том числе журналы, альманахи, сборники. Демократизация общественной жизни, начавшаяся в середине 1980-х годов, дала свои плоды, раскрыв и обогатив творческие силы у соотечественников разного возраста, происхождения, умонастроений и культуры.
Приятно удивляет и вызывает положительные эмоции стремление к литературному творчеству у людей, не имеющих фундаментальных знаний в этой области. Оно проявлялось и прежде, но сдерживалось и подавлялось всей атмосферой государственной идеологии и государственного тотального контроля. Теперь же любой дилетант и графоман может проверить себя на конкурсах и фестивалях. К сказанному надо добавить, что в какой-то степени литературный уровень повышает тенденция к публикации литературных произведений за счет автора. Правда, не все издательства остаются требовательны, но стремятся не ударить лицом в грязь в ситуации возросшей конкуренции и потому предъявляют к текстам достаточно высокие требования и не всегда принимают к изданию слабые сочинения, тем более если они берут на себя обязанности по распространению части тиража.
В Интернациональном Союзе писателей был выпущен сборник «Книга памяти», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Он включает три раздела: «Опаленные строки», «Страницы памяти» и «Эссе».
Трогательный рассказ Александра Степанова из подмосковного Солнечногорска про двоюродного деда Николая Ефремова, отдавшего жизнь за Родину в Курской битве, подкупает теплотой и искренностью чувств (Александр Степанов. Рассказ про моего двоюродного деда. – Книга памяти: сборник, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне / составитель Анастасия Лямина. – М. : Интернациональный Союз писателей, 2020. – С. 419– 422). Несмотря на провинциальное происхождение, автора не назовешь новичком в литературе: в 2015 г. он участвовал в общегородском поэтическом конкурсе, посвященном 70-летию победы над фашизмом. Выпускник Московского института культуры, Александр Степанов приобрел профессию музееведа-историка и занимается реконструкцией Русской императорской армии, казачьих традиций и казачьей формы. Участие в работе поискового отряда вдохновляет на сочинение стихов о войне, что отразилось и в опубликованном эссе.
Настойчивость, с которой поисковик, поэт и работник культуры добивался поставленной цели, была вознаграждена сторицей. Постепенно автору рассказа стало известно, что его двоюродный дед Николай Иванович Ефремов, будучи третьим номером противотанкового расчета в роте ПТО в составе 181 стрелковой дивизии в битве за высотку 250 в районе д. Никольское, совершил геройский поступок, накрыв своим телом огневую точку противника, оказавшись в числе четырехсот красноармейцев, которые повторили подвиг вслед за младшим политруком Александром Панкратовым и рядовым Александром Матросовым.
Главное содержание рассказа заключается не в повествовании о героической гибели Николая Ивановича Ефремова, а о трудностях и сложностях, которые пришлось преодолеть автору в изучении еще одной малоизвестной страницы истории победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Рассказ по объему невелик, но эмоционально насыщен событиями, фактами и личными ощущениями, он динамичен, а его сюжет изложен в художественной форме. Региональным авторам, которые находятся в поиске литературных форм, образов и приемов эссе может служить достойным образцом для подражания.
К сожалению, не все литобъединения местного значения обращают внимание на свое главное предназначение – становиться лабораторией творчества, в передаче собственного опыта молодым авторам, причем опыта не только положительного, но и негативного. Можно наблюдать склонность молодежи относиться критически к подобным объединениям, где обмен опытом сводится к ностальгическим мотивам, к назидательности и неприятию креативных экспериментов молодежи, отторгая ее от себя и подталкивая к созданию альтернативных творческих сообществ.
Литературные «междусобойчики», превратившись в клубы единомышленников с великовозрастными амбициями, едва ли способствуют развитию творческого потенциала молодого поколения.
Упомянутый сборник «Книга Памяти» открывается стихотворением московского поэта Маргариты Азаровой «Парад 7 ноября 1941 года», которое по праву можно отнести к числу программных. Поэтические строки в нем, словно чеканный шаг, отбивают уверенную дробь и твердый солдатский ритм (с. 14):

По Красной площади столицы
Шагал солдат;
На фронт шагал с врагами биться
И стар и млад.

Среди опаленных строк бросается в глаза короткое, на первый взгляд, очень лирическое и личное стихотворение Альберта Кайкова «Когда акация цветет» (с. 102). Один из детей войны, волею судьбы оказавшийся в оккупированной Анапе, автор не описывает трудное полуголодное детство и лишен патриотического пафоса. В стихотворении ощущается аромат цветов и благоухание южного воздуха, ничто, кажется, не напоминает о войне, и вдруг:

А город, позабывший горе,
Садов цветением объят.

Не станем лукавить: А. Кайков двумя строками обнажил больной нерв, кровоточащую рану двуличия современного общества: с одной стороны, высокие патриотические чувства и, с другой стороны, некоторое равнодушие, нравственный нигилизм и безразличие к истории Отечества.
Завершается раздел «Опаленные строки» сборника «Реквиемом» (с. 160–161) полковника в отставке и кавалера ордена Красной Звезды Михаила Чикина из Орловской области.
Хотелось бы поверить искренности строк, с которыми автор обращается к старшему поколению, на плечи которого легли в свое время все тяготы Великой Отечественной войны:

Холодом и голодом каленное,
Как клинок булатный, закаленное,
Старое Святое Поколение,
Становлюсь пред вами на колени я.
На колени перед вами становлюсь,
Богу Господу за вас за всех молюсь… (с. 161)

К чести составителя Анастасии Ляминой, выпускающего редактора-корректора Татьяны Черновой, корректора Галины Зайцевой и технического редактора Татьяны Хорошко анализируемый сборник явился изданием, достойным значительного события – 75-й годовщины разгрома фашистской Германии в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Особых слов благодарности заслуживают сотрудники издательства, причастные к разработке проекта оформления «Книги Памяти», в особенности дизайнер обложки Дмитрий Сахнов, а также специалист по компьютерной верстке и макетированию издания Гульнара Климова.
Сборник вышел стилистически ровным, стройным и выдержанным, лишенным налета провинциальности у отдельных авторов, хотя не мог избежать пафосных штампов, клише, стереотипов, что вполне оправдано в связи с торжественными и праздничными обстоятельствами. Главное, что авторы сборника во всех его разделах убедительны в проявлении своих чувств и не оставляют читателей равнодушными к событиям прошедшей войны.
В заключение скажем, что торжества по случаю 75-летия Победы в Великой Отечественной войне вызвали к жизни небывалый патриотический подъем в нашем обществе, что не могло не породить выпуск множества сборников, аналогичных «Книге Памяти», изданной Интернациональным Союзом писателей, крайне необходимых в ситуации неоднозначного отношения молодого поколения к истории Отечества, в том числе к боевому прошлому нашей истории.

Альфред Бодров,
Член Союза журналистов России,
Кандидат Интернационального Союза писателей,
Финалист литературного конкурса имени Егорова, Береста и Кантария «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО О ВОЙНЕ» Интернационального Союза писателей

 

Поделиться прочитанным в социальных сетях:

1 комментарий

  1. Вполне согласен с тем, что некоторые пишущие в слове из трёх букв делают три ошибки, что литературные «междусобойчики» превратились в клубы — кланы. Николай Крыж.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *