По вопросам вступления в Союз писателей звоните:
Тобольская Татьяна Станиславовна, 8 499-430-00-89 доб. (101)
ответственный секретарь приёмной комиссии ИСП.
Получать наши новости по электронной почте:
Елена Бескровная: «Журавли летят к закату…»
(заметки, написанные под влиянием фольклорной практики в селе Константинове)
Легкий вечерний ветерок дул прямо в лицо. Мы стояли на берегу Оки.
Солнечный диск уже закатился, и в реке отражались только серые тени облаков. Вокруг была тишина. Вдалеке на горе виднелись избы деревни. Они казались маленькими черными точками на фоне роскошного голубого неба. Пахло мятой и березой. Такой предстала перед нами деревня Константиново.
Когда я вспоминаю эти дни, то каждый раз думаю о том, что такое Константиново? Небольшая деревня, в которой более пятидесяти дворов. Центр России с ее самобытным прошлым. Родина великого русского поэта Сергея Александровича Есенина.
Наверное, во всем этом существует какая-то система, взаимосвязь…
Крашеные, с резными ставнями окна, деревянные петушки на них. Где-то слышна песня:
Журавли летят к закату над заливом,
Только мне не улететь и не уплыть.
Быть на свете очень трудно некрасивой,
А красивою еще труднее быть.
Пела женщина, пела о своей судьбе, доме, не задумываясь о том, что ее кто-то может услышать. Ее глуховатый голос по-своему украшал песню. Есть своя особенная прелесть в русской народной песне. И не только в словах. Кажется, исполнители кричат, стараясь спеть громче и вырвать свой голос из общего хора. Но, может быть, и особенность русской песни состоит как раз в том, что разные исполнители поют ее по-своему, пытаясь вложить в нее всю свою душу. И все-таки как бы спели вы:
Ах вы, вербы, вербы, вербы, вербы, вербы!
Не шумите под окном на склоне дня.
Отчего меня считают все неверной
И с укором смотрят люди на меня?
Лирические ноты постепенно сменяются грустью. И вот уже казачка вспоминает о своем любимом и, вливая душу в маленькие (короткие) строки, поет:
Вышло солнце за горою,
Сидит казачка у окна.
Она сидит с душой угрюмой,
И слезы льются из очей.
Русский народ создал свою самобытную и неповторимую культуру. Песни, частушки, былины… именно в этих краях бытует интересная история о том, как один мужик перехитрил царя Петра…
С одной стороны от Константинова расположилась деревня Кузьминское, а с другой – Федякино. Именно в этом районе, близ деревни Федякина и произошло то, что описано в небольшой былине: «Едет царь Петр на лодке, видит – на берегу мужик сидит. «Как зовут тебя?» – спрашивает царь. «Федором», – отвечает тот. Царь опять продолжает свой путь. А мужик над царем подшутить решил. Перебежал на другой бережок. «Как зовут тебя?» – спрашивает царь. «Федором». Снова едет царь на лодке. Снова видит – мужик сидит. «Как зовут тебя?» – спрашивает. «Федором». «Ну раз так, – говорит царь, – быть вам всем тут Федорами и деревне так называться».
С тех пор и стоит на горе Федякино. От имени Федора и произошло название этой деревни.
Бытует в народе сказ о Ваньке-ключнике. Правда, его строчки рассказчики уже начинают забывать, но в знаменитом Константиновском музее под стеклом лежит старинный сборник русских народных песен.
Когда говорят о творчестве Сергея Александровича Есенина, то обычно называют его поэтом-имажинистом, а его творчество песенно-народным. Да и вспомните:
Я последний поэт деревни,
Строен в песнях дощатый мост,
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Деревня – его розовая мечта. Какими родными для поэта были часы матери с кукушкой, одеяло из цветных лоскутов, старомодний ветхий шушун, маленькая русская печь. На Руси ее называют «галанкой». В зимние снежные ночи приятно прижаться к ее раскаленной, пахнущей паленой древесиной стенке, в кругу друзей слушая рассказы о домовых и леших.
Особенный дом был у Есениных. В 1871 году дед Никита Осипович Есенин купил двадцать восемь квадратных саженей усадебной земли. Дом был необычный, и хотя в нем были и хозяйственные постройки, размеры их значительны, и это, скорее всего, свидетельство зажиточности. Да, Есенины были зажиточными крестьянами, но в августе 1922 года изба сгорела от пожара, а в 1930 году была восстановлена по образцу утраченной.
Судьбы людей чем-то похожи на судьбы их родных мест, их дома. Может быть, поэтому объездивший полсвета Сергей Есенин впоследствии писал:
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Может быть, поэтому его назвали «русским поэтом деревни».
Наверное, самый необычный портрет великого поэта – это фотография Сергея Есенина в восемнадцать лет. Смотрю на портрет простого деревенского парня. Русые волосы, немного неровный пробор. Из-под черных как смоль бровей, четко отделяющих линию лба, смотрят глаза безмятежного юноши, не знающего ни тоски, ни печали. Ему знакома только страна «березового ситца».
Фольклор. Да, в творчестве Сергея Есенина именно его традиция. Ее возродил этот русский паренек. Трудно сказать, какие произведения навевали ему строки «Низкий дом с голубыми ставнями», «Отговорила роща золотая», и нельзя забывать того, что пьеса «Пугачев» несет в себе черты великого «Слова о полку Игореве».
Прохожий, подойди к памятнику, который находится в центре деревни Константиново, возле литературного музея Сергея Есенина, разместившегося в доме помещицы Кашириной. Прочти на камне слова из маленькой поэмы «Русь уходящая»:
Но и тогда, когда на всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть
Я буду воспевать всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Может быть, заядлый литературовед найдет в этих строчках мотив всего творчества Сергея Есенина. В творчестве любого писателя каждый человек ищет и находит что-нибудь особенное. Остановись под яблоней в саду – и ты услышишь особый шепот ветерка, поймешь, что тебе трудно прожить без запаха молока, березы, травы на лугу. И ты вспомнишь опять слова народной песни:
Мне на плечи майский свет роняет вишни,
И дорогу уступает мне жнивье.
Пресс-служба ИСП