По вопросам вступления в Союз писателей звоните:

Тобольская Татьяна Станиславовна, 8 499-430-00-89 доб. (101)
ответственный секретарь приёмной комиссии ИСП.

Получать наши новости по электронной почте:

Введите ваш email:

Любовь Гаркуша: «История о Св. Савве, первом архиепископе Сербии», часть 2

Безымянный

В Русике, где принял постриг, Савва пробыл лишь несколько дней, потом настоятель монастыря Ватопеди – одного из самых старых и крупных монастырей, взял его к себе. Ватопеди был царской лаврой с огромными возможностями. Здесь Савва в совершенстве изучил греческий язык, тут была огромная библиотека с трудами Святых отцов, в ней были собраны шедевры византийской цивилизации – архитектурные, живописные, уникальная резьба по дереву и камню, ювелирные украшения. Савва обучился ремеслам: покрою и пошиву облачений, росписи по тканям, чеканке по меди и серебру, научился вкусно готовить.

Всё это пригодилось ему, особенно строительное ремесло. Уже в первые годы, получая финансовую помощь из Сербии, он стал строить новые храмы на территории своего монастыря и щедро раздавать деньги неимущим, приносил еду отшельникам, живущим в уединении Святой Горы. Строя церкви, он создавал невидимый храм в своей душе.

Много лет прожил Савва на Афоне и задумал создать здесь сербскую обитель, чтобы питать духовные корни своей родины.
Недалеко от Ватопеда располагался заброшенный монастырь Хиландар. Вот эту-то землю и присмотрел Савва для сербского поселения. Разрушенные останки принадлежали Ватопеду. Настоятель монастыря был не против этого строительства, но чтобы всё шло по закону и никто не мог претендовать на эту территорию, когда будет отстроен монастырь, Савва пошёл в Царьград к императору Алексею Ангелу и Вселенскому Патриарху.

Прошло целых десять лет в монастыре Ватопеди, прежде чем увидел Савва своего отца, Стефана Неманю. Он часто писал домой, и из Раса приходили письма и богатые дары, которые Савва тратил на благотворительность и строительство. И в каждом своем письме Савва просил родителей оставить престол и уйти в монастырь.

Услышали его просьбу родители. Государыня Анна стала монахиней Анастасией в одном из сербских монастырей, а Стефан принял монашество с именем Симеон в построенном им монастыре Студеница. Там он жил как простой монах. За полтора года своего пребывания в Студенице он ввел там новые порядки, назначил нового игумена – иеромонаха Дионисия и уехал на Святую Гору.

Отец ехал к сыну в большом волнении. Наконец, через десять лет, он сможет обнять своего возмужавшего сына. Сердце его ликовало, но душа была неспокойна: Симеон оставил на престоле своего среднего сына Стефана, а старший, Вукан, получил приморскую провинцию, Далмацию, но не был правителем государства. Напоследок Симеон напутствовал сыновей: «Сыны мои! Положитесь на Бога и не гордитесь своей мудростью и силой. Не стенайте, когда Бог вас покарает, ибо Бог наказывает тех, кого любит, чтобы сделать их лучше. Не желайте зла один другому, но любите друг друга. Ибо кто не любит своего брата, тот не любит и Бога, а Бог есть любовь!»

Симеон приехал на Афон. Давным-давно они расстались на родине как государь великой державы и принц-наследник, а теперь встретились на чужбине как монах Симеон и монах Савва. Cимеону исполнилось 84 года, а Савве – 27 лет. Больше они не расставались до самой смерти старца Симеона. Вместе они решили создать на Святой Горе оазис духовной культуры сербов и поехали в Царьград за разрешением. Император был родственником Немани и любил его за твердый и цельный характер. Савва получил грамоту от императора о том, что все выкупленные у Ватопеда земли принадлежат Хиландару и Хиландар становится навечно независимым сербским монастырем, что скреплялось печатью и личным скипетром императора.

На обратном пути отец простудился, тяжело заболел и вскорости отошел к Господу… Он умер в 1199 году, а прибыл на Афон в 1197 году. Всего три года… Но за эти годы он вместе с Саввой выстроил Хиландар, присоединил его незримыми границами к Сербии, они вместе, отказавшись от государственной власти, укрепляли духовную власть. Сын стал духовным наставником отца.

Узнав о смерти отца, старший сын, Вукан, считавший себя обделенным, пошел войной на брата, забыв о завете отца.

Симеон велел похоронить себя в своем сербском монастыре, в Студенице. Прошел год, а тело его все еще оставалось на Афоне. В годовщину смерти отца Савва очень долго молился в присутствии всей братии монастыря, игуменов других монастырей, Прота Дометиуса и самых известных на Святой Горе духовных отцов. Накануне ночью ему было видение: он видел своего отца живым, в великой славе. После молитвы, когда все остались у гробницы, Савва удалился в келью и попросил Прота: «Отче, когда заметишь знак моего покойного отца, позови меня». И ушел молиться в уединении. Всю ночь шла молитва, и всю ночь у гробницы старца Симеона были монахи, игумены и Прот. На рассвете все почувствовали благоухание: от тела Симеона стало истекать Святое миро, наполнив благоуханием весь храм. Позвали Савву. Это был тот самый знак, о котором он предупреждал. Савва припал к гробнице и возблагодарил Господа.

Сразу после службы он набрал целую бутыль мира и отправил её своему брату Стефану.

 

 

Поделиться прочитанным в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *