Вступив в Интернациональный Союз писателей, вы сможете:

По вопросам вступления в Союз писателей звоните:

Бобровская Лия Равильевна, 8 499-430-00-89 доб. (101)
ответственный секретарь приёмной комиссии ИСП.

Получать наши новости по электронной почте:

Введите ваш email:

Елена Виноградова, «Орудие и путь»

IMG_20201110_233406_723

Иногда стихи приходят сами, но чаще – в моей практике – их приходится долго разыскивать и уговаривать остаться. Впрочем, в обоих случаях перед автором стоит еще одна важная задача – подготовить свое детище к выходу в большой (или малый) свет. Ведь радость от собственного творчества раскрывается в полноте лишь в том случае, если есть с кем разделить его плоды. А для того чтобы читатель захотел их вкусить, важна и красота, и осмысленность, и актуальность, и точность изложения.

Даниил Хармс утверждал: «Стихи надо писать так, что если бросить стихотворение в окно, то стекло разобьется». Я услышала в этом высказывании подсказку – на что ориентироваться, чтобы заинтересовать и вызвать отклик в сердце и мыслях тех, кто станет соучастником твоей работы. Стекло в данном случае – метафора, обозначает некую цель, желанную мишень. Когда стекло бьется, этот процесс неминуемо привлекает к себе внимание всех, вольно или невольно оказавшихся поблизости очевидцев. Удар, звон, разлетающиеся осколки, внезапность, катастрофа, сброс напряжения, выход для чувств – ряд ассоциаций, которые вызывает такой образ конкретно у меня. Я не считаю, что читатель, которому посчастливилось лицезреть «разбивание окон», непременно будет испытывать что-то подобное. Его реакция на поэтические строки – те, что сумели стать орудием «раскола» – может быть самой разной, от восхищения и горячего сочувствия до гневного протеста, даже ненависти; но вряд ли на выходе в сухом остатке окажется равнодушие.

Другой смысл этой фразы Даниила Ивановича (точнее, иная грань, что еще более в зоне ответственности автора) – это те свойства, которые и делают стихотворение орудием, способным разбивать стекло. Точность и острота сказанного отрабатываются в процессе творения и дальнейшей шлифовки. Качества исходного материала – прочность, актуальность, глубина смысла – составляют основу, которой уже умелые руки мастера придают форму и направление. И то, какое расстояние пролетит брошенное с размаху готовое орудие, сколько окон заденет и пронзит на своем пути, какие пласты сердечных глубин и сокровенных ценностей приоткроет затем перед своими адресатами, – всё это не может стать результатом простой случайности или совпадения.

В завершение своих рассуждений хочу обратиться к моим любимым строкам Б. Л. Пастернака. Перечитывая их, я чувствую поддержку этого удивительного человека и поэта, будто он находится где-то рядом и обращается напрямую ко мне.

 

…Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

 

Борис Леонидович всем своим бытием и творчеством свидетельствует, что «разбить стекло стихотворением» – задача не из легких, однако научиться этому возможно. Учеба эта может длиться всю сознательную жизнь человека, и зачастую – не только в земном ее аспекте.

 

Поделиться прочитанным в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *