По вопросам вступления в Союз писателей звоните:

Тобольская Татьяна Станиславовна, 8 499-430-00-89 доб. (101)
ответственный секретарь приёмной комиссии ИСП.

Получать наши новости по электронной почте:

Введите ваш email:

Александр Гриценко: Гоголь не устарел – его персонажи так и живут в городах и селах нашей необъятной Родины

Сегодняшний писатель обязан обладать многогранностью личности, отстаивая собственные взгляды и всегда идя на принцип. Это и журналист, и продюсер, и политик, и критик, и литератор. Глава Международного правления Интернационального Союза писателей Александр Гриценко рассказал о том, какие книги востребованы сегодня в России, о современных литературных течениях, классиках, а также немного залез в политику.

35afaa252f09ac03f1c7bdb0ef84e43e

«Медиастанция»: Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, что такое Интернациональный Союз писателей? Какова история организации и чем она занимается?

Александр Гриценко: Основная цель организации – это интеграция творчества российских авторов в Европе. Это переводы на европейские языки, издание книг в разных странах. У нас выходят сборники в Швеции, Италии, Испании, Польше, Англии, Греции и других странах. Также выходят и отдельные книги.

Вторая задача – это помощь русскоязычным писателям-эмигрантам, интеграция их творчества в российский книжный рынок. Многие люди, уехав, начинают писать, и среди таких авторов есть очень интересные, талантливые люди, но они брошены. И мы им помогаем. Деятельность осуществляем за счет грантов и взносов членов организации.

М.: Чем отличаетесь от Союза писателей России?

А. Г.: Всем. Во-первых, мы активно работаем. К примеру, в этом году купили типографию. К сожалению, в СПР ситуация противоположная, там, насколько мне известно, денег нет даже на зарплату. Средний возраст члена СПР – 70 лет, а у нас в правлении много 30-летних, в президентском совете –активно издаваемые писатели, литературные агенты, редакторы.

Вынужден констатировать, что Союз писателей России – это старая отжившая форма. Приходя туда, люди спрашивают: «А что вы мне дадите?»

У нас писатель прежде всего отвечает на вопрос – что он может сделать для организации. Только так в современной России может существовать писательский союз. Помощи ждать неоткуда, и поэтому помогаем сами – к примеру, в этом году за счет Интернационального Союза писателей выйдут сборники писателей Крыма, молодых писателей Воронежской области и альманах «Крылья» писателей самопровозглашенной Луганской народной республики.

М.: Расскажите о себе. У вас огромное количество наград. А какие награды выделяете из остальных лично вы?

А. Г.: Премию «Хрустальная Роза Виктора Розова», Общенациональную премию «Дебют» и диплом премии «Независимой газеты» – «Нонконформизм». Это премии статусообразующие.

М.: Помимо того, что вы писатель, вы также журналист. Расскажите, чем эта профессия примечательна для вас? Что вас в ней привлекает?

А. Г.: Сейчас я редактор литературного журнала «Российский колокол», пишу статьи только культурологические и научные, так как учусь в аспирантуре. У меня очень интересная тема: «Концептуальная метафора в англоязычной спортивной прессе. Исторический и лингвистический анализ». А если говорить вообще, то начинал я внештатником-репортером. Работал и корреспондентом в газете «Комсомольская правда», заведующим отдела публицистики еженедельника «Литературная Россия», вел колонку в «Литературой газете», рубрику в «Экслибрис НГ».

Работать репортером очень сложно: нужно добывать эксклюзив, но это интересно. Литературная журналистика спокойнее, но требует больше таланта. Одной темой не отделаешься. На каком-то этапе мне было интересно писать много статей, но сейчас другой этап. Хочется что-то сделать большое. Кроме того, у меня много организационной работы в Интернациональном Союзе писателей.

М.: Поговорим о вашем творчестве. О чем вы пишете? Какое ваше произведение нравится лично вам больше остальных?

А. Г.: Я пишу в двух направлениях – реализм и постмодернизм.

Реализм. Тут я бы две своих вещи выделил. Первая – пьеса «Носитель». Это о молодых друзьях, один из них заболел СПИДом. Судя по критике, у меня получилось показать психологию инфицированного ВИЧ и психологию его окружения. В итоге он остается один. Вторая вещь, на которой я бы заострил внимание, – это рассказ, который открывает цикл об Астрахани «О том, как я первый раз убил человека». Он о подростках 90-х годов. Я тогда жил в Астрахани, и мне есть что сказать.

Постмодернизм. И здесь выделю два произведения. Первое – повесть «Сон о Ховринской больнице». Повесть основана на городском фольклоре, она о ненормальных людях. Кто-то из них стремится к гипертрофированному уюту, для других уют – это смерть и разрушение. Никогда никто не отгадает, чем закончится эта повесть. Рекомендую прочитать рассказ «Триумвират. Миссия спасти Наполеона». Это чистый постмодерн. Я написал этот текст с соавторами – Николаем Калиниченко и Андреем Щербаком-Жуковым. Там есть много разных подводок, но, кроме всего прочего, мы переписали главу романа «Война и мир», чтобы показать альтернативную историю: что было бы, если бы Пьер Безухов все-таки убил Наполеона. Это рассказ-игрушка. Переведен на английский, итальянский, шведский языки.

В этом году у меня вышли две книги и планируется третья – «Избранное». В нее вошли лучшие мои тексты. Кстати, книга в этом году получила еще одну престижную премию Де Ришелье в номинации «авторская книга» –«Бриллиантовый дюк». В этом же году у меня вышла книга культурной публицистики о литературе и театре «На всё есть дедлайны». И планируется к выходу роман в соавторстве до конца года.

М.: Кто ваш любимый писатель?

А. Г.: Из современных – ничего не могу с собой поделать – Акунин: хоть мы и разных взглядов на жизнь. Прилепин – прежде всего я его уважаю как личность. Иногда даже восхищаюсь его поступками. В Англии я люблю Тибора Фишера.

Из классиков люблю… Да, Гоголь не устарел, если особенно говорить о нашей необъятной родине, то все его персонажи так и живут здесь до сих пор. Андре Моруа – прекрасный писатель.

Из фантастики Сергей Лукьяненко и Джордж Мартин.

М.: Есть писатели, которые предпочитают, чтобы их читал узкий круг лиц. Кто-то хочет мирового признания и славы. К какой категории вы относите себя?

А. Г.: Если писатель хочет, чтобы его читал только узкий круг, то он странный. Это как тот солдат, который не хочет стать генералом. Если ты пишешь что-то, то в тексте твои взгляды на жизнь и мысли, если ты не просто крутишь это все в голове, а пишешь, значит, стараешься для человечества, и чем больше людей это прочтут, тем лучше. По-моему, это очевидно.

М.: Продвигаете ли вы свои произведения? Используете ли вы социальные сети? Литературные журналы? Издания?

А. Г.: Да, продвигаю и свои, и чужие произведения – как продюсер и использую весь современный набор инструментов для продвижения.

М.: На днях с вами случилось несчастье. В Астрахани на вас напали. Что произошло?

А. Г.: Человек хотел выслужиться. Произошел конфликт по политическим мотивам. Лично я твердо уверен, что бить никого нельзя.

М.: Это первый конфликт на почве политических взглядов? Мешает ли ваша позиция относительно развития государства вашему творчеству и жизни вообще?

А. Г.: Конечно, было и раньше много чего. Например, в 2008 году мы с Дмитрием Куклачевым (сын Юрия Куклачева, член партии «Единая Россия») были первыми, кто пытался либералам объяснить, что свобода слова – это не свобода оскорблять людей, клеветать, издеваться. Суд мы даже выиграли, но попали под жесткую травлю со стороны либералов в ЖЖ. Они чего только про нас не придумывали. Травили стаей. Вообще я считаю, что у нас в России цензура в Интернете должна быть, иначе он превращается в помойку или средство для сведения счетов. Не нравится человек – придумал про него черт-те что и пиши анонимно. Найдутся те, кто поверит.

Материал взят с портала Медиастанция

Поделиться новостью в социальных сетях:

Подписка на новости:

Читатели @inwriter
Подписка через почту

Введите ваш email: