По вопросам вступления в Союз писателей звоните:

Тобольская Татьяна Станиславовна, 8 499-430-00-89 доб. (101)
ответственный секретарь приёмной комиссии ИСП.

Получать наши новости по электронной почте:

Введите ваш email:

Безоблачные дни «Аэлиты». Как проходил 35-й фестиваль фантастики «Аэлита»

 

30-05-aelita

С замиранием сердца зал разглядывал огромный мельхиоровый кубок, на постаменте которого были зафиксированы кристаллы горного хрусталя. Хрусталь преломлял свет, проходивший через грани, и главная награда фестиваля «Аэлита-2018» сияла в свете ярких сценических ламп. Наверное, каждый находившийся в зале писатель, даже тот, который никогда не создавал фантастики, в тот момент думал о том, как бы ему хотелось забрать этот грандиозный приз. Но не все получается просто: к главной награде «Аэлиты» идут годами. Как бы забавно не звучало, путь к ней — наглядная демонстрация принципа «через тернии к звёздам».
Однако мы сильно забегаем вперед. Перед вручением главного приза фестиваля, которое состоялось в минувшую субботу, «Аэлита» продемонстрировала посетителям и участникам десяток различных мероприятий, начиная от традиционных семинаров для молодых авторов и заканчивая демонстрацией новейших достижений индустрии компьютерных игр. О том, как в этом году проходил самый старый фестиваль фантастики в России, мы расскажем подробнее.
Первый рывок
Уже в первый день фестиваля, 17 мая, стало ясно, что в этом году «Аэлита» будет проходить в атмосфере дружеской, домашней или, как сейчас принято говорить, «ламповой». На фестиваль приехали люди из разных городов, но нельзя сказать, что на мероприятиях был аншлаг. Тем не менее, низкая загруженность площадок была даже приятна, поскольку обстановка как нельзя лучше располагала писателей к работе и общению.
В первый день традиционно прошел блиц-турнир «Рассказ за 100 минут». Турнир чем-то напоминал экзамен: участники тянули билеты с заранее заготовленными для них темами. После того, как все состязающиеся вытянули свои темы, им дали ровно 100 минут для того, чтобы они написали литературное произведение, которые впоследствии оценивало жюри, состоявшее из почетных гостей и членов оргкомитета «Аэлиты». Отметим, что Рассказный семинар также начался 17 мая, перед самым открытием фестиваля. Его ведущим на протяжении трех дней был Андрей Бочаров.
Торжественное открытие «Аэлиты» состоялось в стенах Свердловской областной библиотеки для детей и молодежи. Присутствовали на мероприятии все почетные гости фестиваля. Был среди них и Вадим Панов, который утром в Доме писателя проводил мастер-класс для тех, кто только начинает свой путь в литературном мире и хочет преуспеть.
На открытии председатель оргкомитета фестиваля Борис Долинго подчеркнул важную роль, которую играет Интернациональный союз писателей (ИСП) в проведении «Аэлиты», являясь её соучредителем. Также Борис Анатольевич выразил свои сожаления о том, что фестиваль не смог посетить председатель ИСП Александр Гриценко. При личном общении Борис Анатольевич сказал, что за годы сотрудничества фестиваля и Интернационального союза писателей у них с Александром Николаевичем установились хорошие, добрые отношения. Председатель оргкомитета пожелал Александру Гриценко скорейшего выздоровления.
Пусть и виртуально, но в церемонии открытия участие приняли друзья фестиваля – организаторы конвента «Фанданго». Телемост, который был важной частью вечера, соединил Екатеринбург и крымскую Феодосию. Во время трансляции выступил известный сценарист компьютерных игр Сергей Чекмаев. Он отметил важность создания конвергентного пространства на фестивалях фантастики: вполне возможно, что в дальнейшем на «Аэлите» будет место не только литературе, но и видеоиграм, косплею и прочим забавам, которые интересуют современную «фантастическую» молодежь.
Главным гостем открытия стал писатель Исай Давыдов (настоящее имя Давид Исаакович Шейнберг), автор книги «Я вернусь через 1000 лет». Он рассказал удивительные подробности жизни фестиваля в давние годы.
— История «Аэлиты» не всегда была безоблачной. Был такой 1984 год. Именно в этом году верхушка советской власти познакомилась с одноименной книгой Джорджа Оруэлла, — начинает Давид Исаакович. — Они пришли в ужас, поскольку в их глазах одна эта книга была воплощением всей фантастики, которую создают в мире. Соответственно, проследовала реакция: из ЦК партии в областные организации поступили письма с информацией о том, что фантастика воспитывает критическое отношение к существующей власти, чем подрывает ее. В Свердловскую область письмо поступило именно в дни проведения «Аэлиты». Помню, мы следили за тем, чтобы писатели не говорили лишнего, поскольку на фестивале присутствовало несколько человек, которые могли арестовать всех присутствовавших там литераторов.
Учитесь писать волшебно
Для участников фестиваля второй день ознаменовался второй, самой продолжительной, частью Рассказного семинара. На семинаре молодые авторы, которые только начинают свой путь, могли получить не только слепую обратную реакцию на рассказы, но и объективную критику от опытных писателей. Кроме того, Андрей Бочаров высказывал свои мысли о построении фантастических рассказов, которые могут быть полезными даже тем, кто к фантастике никакого отношения не имеет.
Один из советов – воспитать в себе «умение писать волшебно». Андрей Бочаров подразумевал легкость и изысканность слога, которые необходимы для описания волшебных сцен. Сны, сказочные элементы – всё это необходимо описывать в соответствующей манере. Писатель отметил, что легче всего описывать волшебные сцены удается поэтам, поскольку они умеют работать с образами лучше, чем прозаики. Именно образность и легкость помогают, по мнению Бочарова, достигать высот в «волшебном» письме.
Прослушав семинар до конца, направляемся в холл Дома писателей, где команда Сергея Чекмаева представляет участникам и гостям фестиваля видеоигру «The Uncertain». И не просто представляет, а показывает ее в очках виртуальной реальности. Экскурсия по виртуальному музею – отличный аттракцион для фанатов видеоигр. Здесь, с помощью джостика, можно послушать всех героев, осмотреть ангар музея, потрогать некоторые артефакты игры. Есть в виртуальной реальности и сюрприз для тех, кто всегда мечтал уметь ходить через стены: в самом конце разработчики предложили пройти сквозь закрытую дверь, за которой был спрятан жуткий робот. Признаемся честно, нас это впечатлило.
Ярмарка-выставка малотиражных работ проходила в третий день фестиваля, 19 мая. На ней были представлены все ранее изданные сборники фестиваля «Аэлита», а также букинистика и картины уральских художников. Каждый гость мог приобрести понравившийся сувенир или книгу за сравнительно небольшие деньги, тем самым не только поддержав фестиваль, но и оставив себе вещественную память о нем.
Пояс астероидов
Старейший фестиваль подошел к концу вечером 19 мая. В этот день были объявлены результаты, которых участники с нетерпение ждали.
Для многих победа не была неожиданностью, но фестиваль открыл несколько совершенно новых фамилий. Среди них – победительницы «Рассказа за 100 минут» Мария Силкина и Ольга Новокрещенова в детско-юношеской номинации. Премия Конкурса Короткого Рассказа досталась Юлии Гладкой и ее произведению «Да будет свет!». Главной дебютной книгой фестиваля стало «Наследие бога войны» Николая Чепурина.
Орден добра и света получили Светлана Пархоменко, Анатолий Изотов и Виталий Пищенко, орден Рыцарь Фантастики – Дмитрий Байкалов, Олег Колесников и Лев Лапкин, пишущий под псевдонимом Саша Кругосветов.
Председатель Интернационального союза писателей Александр Николаевич Гриценко был удостоен Мемориальной премии им. В.И. Бугрова за вклад в проведение фестиваля.
Главный приз фестиваля, премию «Аэлита» получил Вадим Панов. Именно в его руках оказался тот самый кубок на постаменте с горным хрусталем. Борис Долинго на награждении отметил, что вся конструкция напоминает пояс астероидов. После награждения Вадим поделился с нами переполнявшими его в тот момент мыслями.
— Премия «Аэлита» — старейшая в России. Она формирует историю и традицию нашей фантастики, — говорит Вадим, — потому что, если у нас не будет своей истории и традиции, то мы никогда ничего своего не создадим. Нужно опираться на свое, не забывать его, не позволять ему исчезать, поддерживать. Сегодня я очень рад и горд, что столь старая и важная премия оказалась у меня. И да, «Аэлита» — прекрасный фестиваль, который, к сожалению, не получает ни толики государственной поддержки, хотя именно его, именно этот традиционный фестиваль нужно сохранить на Урале.
Автор — Ольга Дубровина.

 

Пресс-служба ИСП

Поделиться новостью в социальных сетях:

Подписка на новости:

Читатели @inwriter
Подписка через почту

Введите ваш email: