По вопросам вступления в Союз писателей звоните:
Тобольская Татьяна Станиславовна, 8 499-430-00-89 доб. (101)
ответственный секретарь приёмной комиссии ИСП.
Получать наши новости по электронной почте:
Большой литературный онлайн-проект. День первый: Современная рифма
V Большой литературный онлайн-проект Интернационального Союза писателей, начавшийся 13 мая, открылся блоком увлекательных и редких лекций по литературе.
Его начал Караулов Игорь Александрович – российский поэт, переводчик, публицист, автор четырех поэтических книг, публицист в газете «Известия», «Литературной газете», на сайтах «Свободная пресса» и АПН, лауреат Григорьевской поэтической премии, участник поэтического проекта на Венецианской биеннале искусств.
Его лекция называлась «Современное значение рифмы».
– Сама рифма как элемент стиха – штука маленькая, но как тема она раскручена, потому что вокруг много всего. Я не стану углубляться в стиховедение, потому что стихи – это что-то конкретное. Меня больше интересует идеология и социология поэзии, – поведал спикер.
Рассказав об общем значении рифмы в методике стихосложения, Караулов перешел к современным формам, затронув верлибр и его место в новейшей поэзии «Деревянного века»:
– Вчера это было не так интересно. А сейчас проблема верлибра – это распространение. Сейчас это стало массовым. Это привело к обострению ситуации со сторонниками силлабо-тоники. Фундаменталисты рифмы обеспокоены, поскольку аудиторию уводят на глазах. Почему? Потому что верлибр можно гнать километрами по листам.
Защищая свободное стихосложение, выросшее из рамок традиционного силлабо-тонического, лектор привел в пример верлибры Александра Блока.
– Считается, что это гениям можно все, а вообще поклонение рифме соответствует массовому представлению: поэт – человек рифмующий. Хотя, вместе с тем – это мостик или коридор к формам без поэтических амбиций, например, пословицам «Терпение и труд все перетрут», или же рифмованным артефактам, – рассказал лектор, вспоминая творческие поиски поэтов от глагольных рифм со времен Пушкина до современных, удобных.
В качестве примера «удобной рифмы» лектор прочитал свое стихотворение:
Крокодил появился для рифмы.
Ломоносов ее породил.
Не кружите над рифмою, грифы, –
Охраняет ее крокодил…
– В общем, рифма как инструмент русской поэзии прошла через диалектические изменения через верлибр и переживает второе рождение, – подытожил лектор, пророча непременное изменение стихосложения в современной российской литературе.
Корреспондент журнала «Традиции & Авангард» Ольга Новикова