По вопросам вступления в Союз писателей звоните:
Тобольская Татьяна Станиславовна, 8 499-430-00-89 доб. (101)
ответственный секретарь приёмной комиссии ИСП.
Получать наши новости по электронной почте:
Литературовед Галина Чудинова: «Выпуск альманаха «Воля Донбасса» стал знаковым событием литературной жизни всей России»
О литературном содержании и культурном значении нового сборника Союза писателей ЛНР «Воля Донбасса» ЛИЦ рассказывает кандидат филологических наук, член Пермского регионального отделения Союза писателей России Галина Чудинова.
ЮБИЛЕЙНЫЙ ВЫПУСК
Выпуск альманаха «Воля Донбасса» приурочен к важному юбилею: пять лет назад были образованы Донецкая и Луганская Народные Республики.
Новый альманах стал органичным продолжением двух предыдущих –»Время Донбасса» и «Выбор Донбасса», где сами названия – красноречивое свидетельство волеизъявления борющегося народа.
Представленные в сборнике поэзия, проза и драматургия позволяют прочувствовать все пережитое жителями Республик за эти пять лет. Понять весь накал борьбы за собственные духовно-нравственные ценности, за русский язык, за свою многовековую историю и культуру.
ПОЭЗИЯ
Большинство произведений переносят читателей в трагическое лето 2014 года, когда враг вплотную подступил к Луганску и Донецку, бои шли в городской черте. Все стихи в обширном поэтическом разделе поражают своей экспрессией и драматическим накалом: многие из них – маленькие поэмы о пережитом. Такова «Последняя обойма» Елены Заславской:
Последняя обойма разрывных…
Кто выживет, тем долго будут сниться
Война, однополчане-пацаны,
И скифских баб обветренные лица.
В подборке стихов Натальи Макеевой донбасская Голгофа воплотилась в православной символике: «На блокпостах – сиянье горних крыл…» и в драматических женских судьбах. Поэзии сборника присущ глубинный историзм – от времен завоевания русскими казаками земель Дикого поля до обороны их в дни Великой Отечественной войны и в наши дни. Красноречивы строки в стихотворениях Александра Сигиды «Братская могила»: «На Донбасс вернулся 41-й год…» и «На рассвете 4.30″: «Воют собаки да бабы, и догорают хлеба…».
Разумеется, не все стихи равнозначны в художественном отношении, но все они пронизаны болью от пережитого и состраданием к безвременно погибшим. Своеобразной поэтической находкой раздела стало стихотворение Алины Баевой «Потанцуем, малыш?» – сатанинская «игра» врага, обращение украинского снайпера к ребенку, загнанному во дворе дома в круг, что очерчен вражескими пулями:
Мне же скучно порой, снайпер – для терпеливых работа,
Поиграю с тобой – серой зоны невинный жилец…
Стихи Юрия Беридзе, постоянного автора альманахов, – это неизбывная горечь от потерь и твердая вера в победу: «Нас проста так не взять», «Господняя причуда», «Нужен сорок пятый»:
Только в этот самый сорок пятый
Через сорок первый нам идти.
В поэзии Ирины Горбань возникает образ антимира, порожденного войной, ощутимы традиции «рубленых» четверостиший Марины Цветаевой, где частое употребление тире – это устремленность поэтической мысли на главный объект внимания:
В зоне видимости – АТО,
В зоне страха – моя землица.
Как и в предыдущих сборниках, основным художественным приемом становится контраст, переходящий в антитезу, резкое противопоставление. В стихотворении Марка Некрасовского противопоставлена любовь как наивысшее человеческое чувство и смерть на войне. У Марины Орловой антитеза развернута в сравнение улиц Москвы, на которых все чаще звучит иноязычная речь, со школой в Донбассе с исконным русским языком:
Там все слышнее английский, немецкий, турецкий,
Тут говорят на исконном в простуженных классах…
Только столица сейчас прорастает в Донецке,
Как и Великая Русь — прорастает в Донбассе.
Под пером поэтессы воюющий Донбасс становится центром Русского мира, что глубоко символично. В поэзии Светланы Сеничкиной контрастна цветовая гамма: черный цвет зимы и земли, обожженной войной, и белый цвет любви и молитвы.
Стихи разнообразны по поэтическим размерам, ритмам, особенностям рифм и даже по своему пафосу – лирическому, драматическому, героическому, порой ностальгическому – что придает им неповторимое своеобразие. Поэзия Юнны Мориц насквозь публицистична, громка, набатна, она призывает читателей к борьбе:
Фашистов я люблю, когда они в гробу,
Зарыты глубоко – и зарастают травкой.
У Владимира Скобцова каждая мысль многослойна, ассоциативна, развернута в образах и сравнениях, как и в стихах Людмилы Гонтаревой, Михаила Афонина, Сергея Тесла, Григория Егоркина, Виктории Шатохиной, Андрея Соболева да и других поэтов.
ПРОЗА
Проза альманаха на сей раз, без преувеличения, представлена самыми яркими и значимыми произведениями о войне в Донбассе, созданными за последнее время.
Отрывок из романа Алексея Ивакина «Чернухино. ИК-23″ потрясает читателей мощью повествования, динамикой развертывания сюжета, перипетиями судеб героев. Главная проблема – глубокое исследование всех форм и способов чудовищной лжи и преступлений карателей. Неординарно ее художественное решение – сквозь призму судеб двух заключенных, чудом выживших после обстрела исправительной колонии. Обещанная заключенным амнистия на деле превратилась в сафари, в охоту нелюдей-снайперов на идущих к «сепаратистам» людей. Предсмертный вой, головы, что разлетались кровавыми облаками, облитые бензином и заживо сгорающие раненые – все это создает в повествовании зримую картину ада на земле.
Повесть Дмитрия Митрофанова «Луганск. Жаркое лето 14-го» создана в жанре мемуарной прозы, герой-повествователь которой, будучи водителем на станции скорой помощи, дает объективную картину событий трагического лета 2014 года. Каждый эпизод этой картины – испытание людей на прочность, мужество, на преодоление очередной опасности: такова поездка в чужой, оккупированный Киев за ранеными на майдане луганскими «беркутовцами», таковы выезды скорой по вызовам. Хроника тех страшных дней – минные обстрелы, разрушенные дома, поваленные линии ЛЭП, черные от сажи развалины. «Героизм медиков, которые работали в тех условиях, невозможно переоценить», – утверждает автор.
Рассказ киевлянина (!) Василия Бокаева «Цена коррекции» поражает своеобразием детективного сюжета и художественной условностью. Герой рассказа, командир разведгруппы, у которого в Горловке погибли под обстрелом жена и дочь, переносится в прошлое время, в 1993 год, чтобы обезвредить будущих главарей майдана и всего преступного режима. Сделанная вовремя коррекция спасла бы тысячи жизней в Донбассе.
Новелла главы Союза писателей России Николая Иванова «Северный ветер» воспроизводит мир, пребывающий в состоянии войны. Вместе с главным героем-повествователем, русским ополченцем с позывным «Метелица», писатель-баталист берет с собой читателя на передовую, создает ощущение присутствия в окружающих событиях, в пространстве и во времени. Действие можно уподобить драме под открытым зимним небом или замедленной киносъемке.
Героем рассказа Светланы Тишкиной «Форточник» стал вожак голубиной стаи, спасенный писательницей от голодной смерти вместе с подругой голубкой. В тексте – ряд утепляющих художественных деталей: женщина поделилась с голубями крохами от буханки хлеба, остатками перловой крупы, последним пакетом риса. Прием градации, усиления бесстрашия голубя-вожака положен в основу сюжета.
Сюжет рассказа Андрея Кузнецова «Автобиография» перекликается с «Повестью о настоящем человеке» Бориса Полевого. Композиция искусно выстроена на приемах повтора. Крестный путь тяжело раненого бойца к своим – это ярчайшие страницы военной прозы. Несомненная удача автора – памятные образы людей, кто помогли Роману преодолеть собственную слабость и отчаяние, начиная от медсестры в больнице, доктора в Петербурге и командира подразделения, снова позвавшего бойца в свою часть – обучать молодых.
В жанре антиутопии, предостережения создан рассказ Кирилла Часовских «Оперетка. Эпизод». Вниманию читателей представлен жуткий гротеск, когда российско-украинскую границу в момент разгара боев в Донбассе стали охранять украинские силовики, ООН и ОБСЕ.
ДРАМАТУРГИЯ
Две пьесы в разделе «Драматургия» – яркие образцы литературы постмодернизма, что отнюдь не умаляет их художественной значимости.
Короткометражка Олега Ивашева «OPUS 23″– противостояние абсурда войны, где по разбитым дорогам и разрушенным поселкам Донбасса скитается украинский КрАЗ, и завораживающей силы и красоты искусства. Убожество мыслей и поступков украинских вояк передано в их потоках сознания и действиях. Одичанию украинцев на войне противостоит классическая музыка – от Шопена до Рахманинова, – которую непрерывно, одержимо исполняет музыкант по кличке «Моцарт». Бунт случайно попавшего на войну музыканта, воплощенный автором в стиле постмодерна, глубоко впечатляет читателя.
Притча Алексея Куралеха «Перемирие» средствами художественной условности возвращает всех к библейским временам сотворения мира в течение семи дней и к ситуации спасения в Ноевом ковчеге. Сюжет пьесы необычен, насквозь пронизан библейской и античной символикой. Ковчегом становится дом на холме, где потерявшая на войне мужа и ожидающая ребенка Мария дает приют четырем мужчинам, двое из которых воюют с «сепарами», а двое других защищают Донбасс. Четверка заключает временное перемирие. Символичен финал, воспроизводящий новый всемирный потоп: в момент ухода мужчин из дома гром от налетевшей грозы подобен артиллерийским залпам, а вода начинает стремительно подниматься, побуждая героев пьесы вернуться, чтобы спастись в ковчеге.
НЕСГИБАЕМАЯ ВОЛЯ ДОНБАССА
Пророческими являются слова литературного редактора сборника Владимира Олейника в предисловии к альманаху: «Эти стихи, проза, драма не только о Донбассе и про Донбасс. Это о нас всех, думающих и дышащих русским языком и культурой… Поэтому Донбасс сегодня – центр притяжения всех людей Русского мира. Его форпост и надежда. Духовный маяк и несгибаемая воля. И голос Донбасса звучит «вечевым колоколом» поверх пошлости и вопреки лжи. И никто его не заставит замолчать. Потому что это голос народа. Так победим!».
Выпуск нового альманаха, несомненно, стал знаковым событием в литературной жизни всей России, вновь поведал миру о борьбе и воле непокоренных жителей двух Республик, об их праведном стремлении к победе.
http://lug-info.com/comments/one/literaturoved-galina-chudinova-vypusk-almanakha-stal-znakovym-sobytiem-literaturnoi-zhizni-vsei-rossii-724
Пресс-служба ИСП