Вступив в Интернациональный Союз писателей, вы сможете:

По вопросам вступления в Союз писателей звоните:

Погорельцева Юлия Анатольевна, 8 499-430-00-89 доб. (101)
ответственный секретарь приёмной комиссии ИСП.

Получать наши новости по электронной почте:

Введите ваш email:

Маленькое болото: что может ждать автора в мелком издательстве

В последние годы интернет заполонили мелкие издательства, находящиеся подчас где-нибудь в Кемеровской области, а то и на Камчатке, но при этом обещающие начинающим авторам известность «от Москвы до самых до окраин» и не гнушающиеся в погоне за клиентом поливать грязью даже статусные литературные организации.

Предлагаем вам статью известного литературного критика Никиты Митрохина «Маленькое болото», где этот феномен исследован на конкретных примерах. Уверены, материал будет полезен всем авторам, не желающим попасться на удочку к аферистам.

болото

Маленькое болото

Сейчас многие любят использовать слово: «мейнстрим». Фактически это что-то вроде нашего «поймать волну» или не совсем нашего «оказаться в тренде». Так вот, нынешний мейнстрим — оказание окололитературных услуг. Почти каждое издательство готово напечатать книгу любого автора, бездумно пообещать ему золотые горы и уверить: вот вы издадите книгу и… проснетесь знаменитым.

Замечу, что нарастал этот мейнстрим последние года три, может чуть больше, но рос он на моих глазах — будучи редактором издательских серий и литературным критиком я был непосредственным свидетелем этого роста. Проекты росли себе и росли, не мешая заниматься литературой серьезным агентствам, издательствам и НКО. Да, кого-то эти организации периодически надували: люди платили за книги и публикации в журналах которые потом были никому не нужны и не лежали в книжных.

Причем тут нужно отметить, что система надувательства со временем модернизировалась. Раньше эти мелкие издательства просто издавали книги, нигде их не распространяли и когда возмущенный автор прибегал в ту редакцию с претензиями его откровенно посылали куда подальше. Но все учатся на своих ошибках. И аферисты тоже. Вскоре эти маленькие издательства поняли, что поток авторов не безграничен и стали поддерживать с ними общение, создавать некое подобие литературного общества и тем самым убеждать своих клиентов, что они все-таки становятся популярными. Да, при вводе в интернет о таком авторе выскочит десяток ссылок, но фактически, как человек был безызвестным, не выигрывавшим ни одну премию и неинтересным крупным проектам, так им и остался. Ведь с литераторами нужно не только общаться и в чем-то убеждать, их нужно критиковать, давать советы, организовывать встречи с профессиональными редакторами, журналистами и писателями. А всего этого мелкие, заинтересованные только в наживе, издательства предоставить не могут. В лучшем случае, создадут сайт с форумом и будут друг другу кости перемывать. Эдакое маленькое болото: авторы в нем не развиваются, но деньги платят исправно.

Что, знакомая картина? Да, таких литературных объединений множество. И большие организации их просто не замечали до последнего, ведь, в чужой карман залезать некрасиво, а спорить с аферистами никому не интересно. Однако, теперь времена изменились и те самые литературные аферисты уже позволяют себе критиковать гигантов и настраивать против них начинающих литераторов. Делается это неспроста: во-первых, своих «клиентов» нужно удержать, а во-вторых, нужно же работать на перспективу, завоевывать новых литераторов. И, знаете, меня как литературного работника такие аферисты стали уже раздражать. А потому, пора расставить все по своим полочкам.

Давайте по порядку, а самое главное на живом примере. Будучи руководителем радио-альманаха «Бумажный ранет», который транслируется на «Московской правде» (изданию уже 96 год идет) еще в 2013-м я организовал конкурс для литераторов. Все на достойном уровне: серьезные члены жюри, выступления на лучших площадках Москвы (город нам для литературных чтений даже гайд-парк в «Сокольниках» предоставил) и издание сборника по результатам конкурса. Всем желающим участникам мероприятия, мы готовы были предоставить конкурсную документацию, где честно писалось, что участие в конкурсе бесплатное, победители получат эфир на радио «Московская правда» и бесплатную публикацию их победной работы в общем сборнике; те, кто удостоится звания лауреата получит просто диплом и ему будет предложено опубликоваться в сборнике на коммерческой основе. Как организатору всего этого проекта, мне очень приятно, что активные победители конкурса достигли немалого: кого-то издали потом совершенно бесплатно, кому-то и другие литнаграды дали. В общем — дела у участников «Бумажного ранета — 2013» пошли в гору.

Но вот, вбиваю в поисковике «Яндекса» «радио-альманаха «Бумажный ранет»» и вижу ссылку на форум небольшого издательства под громким названием «Союз писателей». На форуме этих издателей сообщается, что наш конкурс — это афера, так как публикация в сборнике (повторюсь, процедура совершено не обязательная) происходит только за деньги. А самое главное, это заключительное слово администратора форума, мол, у них не публикуйтесь, у них дорого, публикуйтесь лучше у нас.

Огорчили меня заявления не призывом где-то публиковаться, а переворачиванием с ног на голову всей ситуации. Ведь, итоговое издание сборника было уже по желанию авторов и просто покрывало расходы, затраченные на организацию фестиваля. Никто и ничего себе в карман кроме готовой книги не положил.

Естественно, я об этом написал на форуме этих издателей. Естественно подписался. Увы, это сообщение на следующий же день удалили: боятся конкурентов видимо. И с одной стороны, чего еще ждать от людей, которые для заработка денег даже название себе подделали под солидное — издательство «Союз писателей». Это как китайский «Abibas» вместо «ADIDAS», эдакая подделка под известный бренд. А с другой стороны: все-таки нечестную игру ведет это издательство — в серьезном литературном мире так дела не делаются. Понятное дело, что к серьезному миру этот «Союз писателей» отношения и не имеет, и своих авторов они никак не пытаются реально развить и продвинуть. Но…раз претендуете на солидность, извольте и марку держать.

Думаете, это конец? Нет, другой яркий пример борьбы этого же издательства за клиентов — история с литературной серией «Виктор Ерофеев представляет». Довольно солидный и уважаемый проект, который для реализации в России был доверен Интернациональному Союзу писателей (действительно, серьезной литературной организации) подвергся тоже нападкам со стороны мелких аферистов. Предложение об издательстве было раскритиковано и высмеяно на сайте «Союза писателей» самым похабным для интернет-реальности образом: придирки к словам, троллиг и стеб — по делу ни слова. Более того, потом ссылку на свою статью на своем же сайте «Союз писателей» продвинул вверх в поисковике на том же «Яндексе». При вводе «Интернациональный Союз писателей» на момент подготовки это текста всплывала текст мелких издателей с наскоками на ИСП. Продвигаются на вверх такие ссылки в поисковиках просто — за деньги.

Конечно, уважаемый ИСП даже не стал обращать на такую мелочь внимания. Что же касается «Бумажного ранета», то мне тоже стыдиться нечего.

Так зачем написан этот текст, думаете, конкурентов боюсь? Нет, я получаю хорошую зарплату как журналист, а литературные мои проекты поддерживаются городом. Но, знаете, «за державу обидно». Огорчает, что литературный мир потихонечку превращается в бизнес, а те самые бизнесмены, не имея никакого статуса в литературном мире, начинают вести не честную игру. Введите в интернете имена этих организаторов «Союза писателей» и сами это поймете. Люди, имеющие довольно посредственное отношение к литературе. Между тем, они позволяют себе подвергать сомнению проекты, которыми заняты серьезные литераторы: составитель литературных сборников, руководитель конкурса молодых поэтов «Мцыри» Александр Чистяков, лауреат литературной премии «Дебют», драматург и крупный литературный продюсер Александр Гриценко, прозаик, кавалер французских Ордена искусств и литературы и Ордена Почетного легиона Виктор Ерофеев — список долгий. О себе, на фоне перечисленных людей я даже и говорить не стану, так как смотреться буду несколько блекло.

Таким образом, в заключение остается лишь посоветовать молодым авторам – быть очень осмотрительными. Перед тем, как принять участие в каком-то литературном проекте, вступить в какое-либо ЛИТО или союз литераторов задайтесь вопросом: а какие есть известные имена у этого детища? Никаких? Значит, перед вами аферисты, целью которых будет затянуть вас в свое маленькое болото, состоящие из междоусобных и безымянных сборников, интернет-обсуждений и постоянных заявлениях: «Все окружающие аферисты! Печатайтесь у нас, у нас же дешевле!».

Никита С. Митрохин

Поделиться новостью в социальных сетях:

Подписка на новости:

Читатели @inwriter
Подписка через почту

Введите ваш email: