По вопросам вступления в Союз писателей звоните:

Тобольская Татьяна Станиславовна, 8 499-430-00-89 доб. (101)
ответственный секретарь приёмной комиссии ИСП.

Получать наши новости по электронной почте:

Введите ваш email:

Продвижение писателя и реализм в фантастике. Трагикомедийный фоторепортаж в двух действиях

фото 1

Действие 1

Связи, конвенты и «пиво в гараже»

Семинар начинался с напоминаний о больных мозолях писательского дела. «Литература –
это не про деньги. Хотите прибыли – начните бизнес», «Придется ходить по конвентам-
фестивалям и улыбаться во всех редакциях», «Вкладываться в вас будут мало»… Но
гостей это, похоже, нисколько не напугало! Ведь Александр Гриценко поделился
важными советами, с которыми покорять новые вершины гораздо проще.
Установив наконец камеру на штативе, Александр Гриценко начинает семинар так:
– Продвижение писателя и журналиста – вещи схожие. Только журналисты полезны
обществу. А про писателей мой учитель Борис Васильев говорил так: «Не думайте, что вы
кому-то нужны в большой литературе! Вы должны стать востребованным писателем
вопреки». Литературное сообщество – закрытое сообщество, причем «тусовка» большой
литературы даже еще более приватная, чем просто фантасты. Нам проще, мы собираемся
на конвентах. Да и при наличии связей, годы в 90-е, было несложно издаться, если ты хоть
что-то из себя представлял. А академическая литература требует определенного
культурного кода: патриотический или либеральный, и вас будут проверять, «свой» ли вы.
Да и требование к языку и мышлению там совсем другое.
Зал напряженно слушает, ловя каждое слово председателя Интернационального Союза
писателей. Слышно, как гудит ток в лампочках.
– Но вернемся к фантастике, – продолжает Гриценко, откидываясь на стуле. – Как говорил
Чехов, молодому автору «нужны все, а он не нужен никому». Каким бы талантливым вы
ни были, без покровительства не справиться. Чтобы напечатать вашу книгу, в вас должны
поверить, а вкладываться в новичков никто не любит. Издатель даже за пятитысячный
тираж получит очень мало, а вкладываться в рекламу он не захочет.
А дальше Александр Николаевич начинает сыпать «лайфхаками», да так бойко, что
корреспонденты едва успевают что-то записывать в блокнота

– Для начала определитесь с жанром и своим кругом читателей. И научитесь излагать суть
своей книги в двух словах для литературного агента – возиться с вами никто не будет.
Научитесь писать синопсисы (не путать с аннотацией!), оформляйте тексты правильно:
фамилия, имя автора, координаты, название произведения… – Каждый новый пункт
Гриценко пригвождает к столу пальцем, будто ставя невидимые пометки. – И не сидите на
месте, ищите помощников, соратников, издателей. Подрабатывайте рецензентом, а
главное – не забывайте читать современную литературу. Все это поможет обрасти
связями.

Благодарные слушатели ловят каждое его слово и следят за каждым взмахом руки. Сразу
видно преподавательскую хватку писателя.
– Пишите в интернете, заведите авторскую платформу. Если у вас ее не будет – решат, что
вы не готовы вкладываться в себя, и о сотрудничествах можно забыть. – Тут его рука
выразительно сжалась в кулак, но ненадолго. – Социальные сети тоже нужно осваивать.
ВКонтакте – более молодежная, там ищем читателей, а в более интеллектуальном
Facebook можно найти авторов и издателей. Кроме своих произведений лучше
выкладывать и какие-то личные и интересные истории. Часто бывает так: пишешь что-то
умное – ставят один-два лайка; рассказал, как пил пиво в гараже с друзьями, – тут же
начинаются активные отклики. Ну а теперь перейдем ко второй теме нашего семинара…

Действие 2

Гомосексуализм, позирующие коты и постмодерьмизм

Бедные-бедные писатели! Мало им мороки с редакторами и изданием книг, так еще и мир
нужно описать правильно. Столько нюансов, столько тонкостей…Хотя – нынче
«современное искусство» в моде. Состряпал что-нибудь никому не понятное, а люди
хвалят. Даже интересно: что посоветуют Александр Гриценко и Борис Долинго на этот
счет?
– Уделяйте внимание деталям, особенно если пишете роман. Если он исторический –
анализируйте тексты о нужных временных эпохах. Какие исторические личности жили в
это время, какое было оружие, существовали пуговицы в это время или нет? Да, правда
жизни и правда искусства – вещи разные. Одно дело переход Суворова через Альпы, а
другое – картина художника, где неточность оправдывается эпичностью момента, –
продолжает просвещать писателей Александр Николаевич.
– Всегда смотрел на полотно Сурикова, и удивлялся: как кавалеристы и пехота друг друга
штыками не попротыкали? – включается в беседу Борис Долинго. – Они же их под углом
держат!
Тут многие участники тоже вспомнили картину, и началось обсуждение. Впрочем, вскоре
Гриценко вернул себе инициативу и продолжил:
– Чем меньше вас придется исправлять редактору – тем лучше. Только представьте: он
приходит после выходных, с жутким похмельем…А у вас нормальный текст, который не
нужно исправлять. Да он же в вас влюбится! А еще очень важно ИМЯ. Текст Ивана
Ивановича, как бы он ни был хорош, читать не будут. А вот если вы мать трех детей,
которая пишет сказки про домовых, и вам доверяют – это совсем другой разговор.

фото 2

– А еще, возвращаясь к фантастике, скажу, что важен реализм, – добавляет Борис
Анатольевич, – потому что благодаря ему мы рисуем мир, в который читатель верит.
Поэтому все должно быть обосновано: социальная структура общества,
общеполитические моменты, психология и поведение героев, законы науки или

обоснования их нарушения в этом мире. По-другому никак. Вот представьте, – тут
писатель хватает рукоять невидимого меча за спиной, – выхватывает герой двуручный
меч из-за спины… Это же невозможно, даже если там специальное крепление есть.

фото 3

– Или, например, фантаст Матросов, который придумал следующую антиутопию. На
всероссийских выборах в президенты победила Ольга Бузова. В обществе стало быть
выгодно трансвеститами и гомосексуалистами, они встали во главе всего движения… – На
подобное развитие сюжета зал реагирует кривыми усмешками, а Гриценко продолжает
пересказ социальной антиутопии: – Гетеросексуалы ушли в подполье и оппозицию. Но с
точки зрения современной литературы есть один большой ляп. Мы видим только новую
Россию в вакууме. А что происходит в остальном мире? Если бы были показаны
международные отношения…
– Гомосексуальные? – приходит на выручку коллеге Долинго.
– Да, и они в том числе. Нужно было показать всю политику, уделить внимание
состоянию общества…а если увести все это в космос, на другую планету, то история
мгновенно потеряет ценность. Потому что это не так интересно. Вообще, ляпы и
неточности в языке все портят. В одном из романов описывалось, как женщина рисует
кота, а он ей позирует. Это как? – Александр Николаевич пытается изобразить эту
удивительную модель, и зал взрывается хохотом, до того «кот» получился похожим.
– Если вы пишете юмористический рассказ, – отсмеявшись, продолжает Гриценко,
вернувшись в «человеческое обличие», – это бы было уместно. Я так и посоветовал
автору: «Добавьте еще больше абсурда, но потом, например, зайдет сторож, нальет
водки… и мы поймем, что это сельский театр, где нет денег на хорошего сценариста и
актеров». Решили поставить пьесу! Говорят причастными оборотами, ужасно играют,
сторож, который постоянно мешает. Автор прислушался, и мы добавили рассказ в
сборник. Вот так легко можно превратить «ляпы» в литературные приемы…Или в
современное искусство. Но тут тоже важно грань не перейти. Один молодой итальянский
художник решил бороться с «буржуазными свиньями». В ту пору был подъем авангарда,
богачи покупали предметы искусства за бешеные деньги. И этот художник выпустил
тридцать баночек…Поверх была наклейка на пяти языках: «Дерьмо художника».

фото 4

От такого неожиданного перехода темы некоторые люди даже вздрогнули. Слушаешь про
продвижение писателя и реализм фантастики, а тут такой… сюрприз.
– Кто-то утверждает, что это был гипс… – продолжает ничуть не стушевавшись
писатель. – Но не столь важно. Он предложил продавать эти баночки по цене золота… И
их покупали! Более того, покупатели не прогадали. Цена на золото росла еле-еле, а на
чудо-баночки очень быстро. Это же такой эксклюзив! Последняя банка была продана… за
258 тысяч евро, что ли? Потому что художника к этому времени уже не было в живых, и
«воспроизвести» такое он уже не мог…А спустя время некоторые банки взорвались!

фото 5

Гости семинара снова заливаются смехом. Вот тебе и постмодерьмизм!
– А подделки были? – интересуется кто-то в зале. – Фанаты, подражатели, последователи?
– История умалчивает. Но это все к тому, что искусство – понятие очень растяжимое.
Скоро семинар закончился. Разумеется, больше всего запомнилась история художника,
который прибыльно «изгадил» искусство. А вопросы остались… Как после таких
«шедевров» может плохо продаваться качественная фантастика?

Текст: Артём НОВОСЁЛОВ

Поделиться новостью в социальных сетях:

Подписка на новости:

Читатели @inwriter
Подписка через почту

Введите ваш email: