По вопросам вступления в Союз писателей звоните:

Тобольская Татьяна Станиславовна, 8 499-430-00-89 доб. (101)
ответственный секретарь приёмной комиссии ИСП.

Получать наши новости по электронной почте:

Введите ваш email:

Александр Борзов: Рецензия на фильм «Завод»

Борзов, завод 600х450

На прошлой неделе сходили на российский фильм Юрия Быкова «Завод».
Мы знали, на что шли. Особенно когда смотрели предыдущие работы этого режиссёра («Майор»
и «Дурак»). Такие фильмы смотреть вдвойне тяжелее, потому что всё это рядом. С нами. В
российских реалиях. Американцы очень любят такие сюжеты. Только здесь не милые
провинциальные городки. Здесь обшарпанные хрущевки и заводы, чьи трубы коптят дымом небо.
Очень любят русские нагнетать. Сурово и жёстко. В «Майоре» и «Дураке» все наболевшее и
надоевшее. Хамоватые чиновнишки, безнаказанные стражи порядка, все разворовано и
поделено. А простой народ терпит. Знакомая аксиома. Привет из 90-х нашему времени.
Однако мне вспоминаются слова моего друга: «В искусстве главное не общенациональная
проблема, а общечеловеческая!» Скажу честно, от «Завода» я ожидал подобного рассказа о
вышестоящих инстанциях в нашей стране. Не тут-то было. Перенеси сюжет этого фильма в другую
страну – все равно было бы актуально. Потому что здесь идея общечеловеческая.
Ведь во всех странах – ЕСТЬ продажные копы и политики, безжалостные корпорации, а бунтари
остаются не у дел (в американском кино они иногда побеждают!). Люди не меняются. Разнится
только менталитет страны. Все проблемы схожие. Поэтому я не согласен с мнением иностранной
прессы о том, что фильм является критикой современной России. Я бы назвал это критикой
мирового общества. Если хотите получить критику России, то вам к «Левиафану» Звягинцева.
У Быкова по-другому.
Сюжет прост: завод закрывается, предприятие не платит зарплату персоналу. Несколько рабочих
собираются взять в заложники хозяина завода и потребовать с него деньги. Тот вызывает своего
телохранителя, чтобы он привез сумку с деньгами.
В «Заводе» меня поразило столкновение трёх героев – олигарха Калугина (хозяина завода),
Тумана (его телохранителя) и борца за справедливость Седого (из рабочих завода). Как это
обычно бывает – у каждого своя правда.
Седой поначалу вызывает симпатию. Вызывает, пока не зовет репортеров и журналистов, строя из
себя героя-революционера, этакого борца за справедливость. Мол, почему есть бедный народ,
еле сводящий концы с концами, а почему есть богатые, которые стоят у верхов власти, могут
создавать законы и обворовывать тех же бедных. Где справедливость?
«Нет этой справедливости», – говорит Калугин. Еще он в этом фильме говорит ключевую фразу:
«В отличие от других, я не ныл и не пил водку». В точку для русского менталитета. Калугин не
отрицает, что он ходил по трупам, выстраивал вокруг себя неприкосновенную крепость из
влиятельных людей и держал огромный капитал в своем кармане. Он такой, какой он есть. Зато и
своей семье он может многое дать. Это, конечно, все равно не делает ему чести. Он остается
фигурой темной и отталкивающей.
А что Седой? Вы сами замечали, что есть такие люди, которые строят из себя жертв. Пашут на
нелюбимых работах, обсуждают – ах, какие плохие чинуши, ах, как много денег у того или иного
футболиста. Как они даже распоряжаются (в мечтах) чужим капиталом. Их любимая фраза: «У них
стока бабла, что и работать не надо. Эх!» Спроси таких людей: «А что бы ты делал на такие
деньги?» Они отвечают: «Не знаю». Деньги идут к тому, кто знает, куда их вложить. Вор ты или
честный бизнесмен. Они не смотрят на порок и добродетель. Они просто идут к тому, кто их
желает, кто действует и кто умеет считать. Проблема Седого как раз в том, что он жил не своей
жизнью. А чужими. Он жаждал справедливости и наказания нечестным людям. Но на самом деле,
как правильно подметил Калугин, он мстил за себя. За свою неудачно сложившуюся жизнь. Туман

предлагал просто взять деньги Седому. Вряд ли, конечно, Калугин позволил бы выйти Седому
живым с его же деньгами. Но все равно слова Тумана оголяют личность Седого. Седому не нужны
были деньги. Когда человеку нечем гордиться в жизни, он начинает искать причины в системе.
Захотел бы – уволился с завода, уехал из этого городка и зажил другой жизнью. Примечателен и
тот факт, что Седой – ветеран войны и что с головой у него уже не все в порядке. Кто-то пьет водку
или сходит с ума, а кто-то встает на ноги, начинает работать над собой и стремится дальше к
новым целям в жизни. Люди разные.
Калугин живет своей жизнью и смотрит только на себя. Туман же любит свою семью, и в
ближайшие полгода ему предстоят страшные испытания – угасание жены от страшной болезни по
имени рак. Он понимает, что работает на бандита, постоянно выполняет грязную работу и
вытаскивает его из разных передряг. И даже ненавидит своего начальника, участвуя в его темных
делах. Он умеет, как и Седой, воевать. Но ему нужны деньги. Для своей семьи. И что ему сейчас
эти деньги? Когда они не спасут любимого человека.
Примечателен и надлом Тумана. И обмен ролями. Седой, когда добровольно идет на смерть во
время ареста, тем самым передает эстафету Туману. В начале фильма пешком на завод шел
Седой. В конце уже Туман уходит. Далеко по дорожке.
Когда на экране показались финальные титры и в зале загорелся свет – зрители аплодировали
стоя. Аплодировал и я.
Вот какие фильмы должны показываться в Каннах и номинироваться на «Оскар».
Вот какие фильмы должны собирать полные залы в кинотеатрах.

 

Поделиться прочитанным в социальных сетях:

4 комментариев

  1. yflt;lf:

    eуважаемые господа я понимаю чтобы вступить в ваш союз надо аро крайекней мере если не специальное образование то высшее обязательноно я решила попробовать написать эту книгу так как заработать по другому нет возможности а хочетсчя создать мужу приемлимые условия для жизни он у меня инвалид первой группык КОНЕЧЕНО МОЖЕТ ВСЁ ЭТО ЗРЯ И Я ЗРЯ ОТНИМАЮ ВАШЕ ВРЕМЯ НО ВЕЛЬ ЧТОБЫ УЗНАТЬ РКЗУЛЬТАТ НАДО СНАЧАЛА ЧТО ТО СДЕЛАТЬКНИГУ Я НАЗВАЛА ЕСЛИ СЧАСТЬЕ УЖЕ НЕ ВОЗМОЖНО ПОДАРИ МНЕ ЭЛЛЮЗИЮ ЧУДА М ЕЩЁ ОДИН ВОПРОС МОЖНО ЛИ ПЕРВЫЙ ВЗНОС ОТПРАВИТЬ ПОТОВЫМ ПЕРЕВОДОМ ТАК К ЭЛЕКТРОННОГО КОШЕЛЬКА НЕ ИМЕЮ И СЧЁТА В БАНКЕ ТО ЖЕ

  2. Сережа ФУ:

    Саша спасибо за отзыв. Мне эти темы тоже очень близки, Поэтому долго собирался написать о фильме, да так и не собрался. Я позволю себе еще больше поднять планку обсуждения. И поможет нам в этом интервью Быкова, статья Долина и ответы режиссера на премьере фильма. О чем же фильм? Что хотели сказать авторы фильма? и т.д. Если очень кратко то получится приблизительно так: что дело даже не в показе проблем общества как таковых — российских или общечеловеческих. Вопрос в самом человеке. Краеугольный камень здесь что важнее Закон или Любовь? Что в человеке возьмет верх жажда справедливости или прощение и любовь? Так вот весь фильм действие развивалось так что превалировал Закон. Более того на весы справедливости были положены даже соратники Седого, те кто вмести с ним восстали за свои права. Именно Седой вызвал ОМОН, для того чтобы наверняка никто бы не вышел безнаказанным из этой передряги. Но в конце все-таки Любовь. Седой отпустил Калугина и не стал воевать с ОМОНОМ. Это если совсем кратко. Впрочем фильм несмотря на свои несомненные плюсы имеет и недостатки. Главным образом сценарного плана. Может быть еще напишу. У меня еще свербит.

  3. Сережа ФУ:

    Саша похоже мы здесь остались только вдвоем. Это пустыня. Люди АУ!!! Вы где!!! НАПИШИТЕ ХОТЬ ЧТО-НИБУДЬ!!!

  4. Александр:

    Спасибо Серег что читаешь. Приходи на сайт Вконтакте и читай мои статьи и наблюления в моем же паблике «Обчитыш».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *