По вопросам вступления в Союз писателей звоните:

Тобольская Татьяна Станиславовна, 8 499-430-00-89 доб. (101)
ответственный секретарь приёмной комиссии ИСП.

Получать наши новости по электронной почте:

Введите ваш email:

Саша Кругосветов: «Пена хайпа»

кругосветов 600х450

Oxxxymiron и Тимати собирают стадионы поклонников. Думаю, у них сейчас почитателей больше, чем у Пушкина, Гоголя, Толстого и Достоевского вместе взятых. Следует назвать и другие раскрученные имена – Баста, Хаски, L’One, Слава КПСС.
В чем причина? Трудно комментировать такое сложное и интересное явление в объеме колонки. Однако попробуем.
Почему рэп притягивает молодежь? Вначале то, что лежит на поверхности, – публичность, бескомпромиссность, эпатажность, ненависть к «правильному» миру отцов, ненависть к мещанству. Вечный баттл, борьба, в том числе – состязание в мастерстве исполнения.
Все уже было! Баттлы Верлен – Рембо. Меркуцио диссил Тибальдо: «Не угодно ли вам вытащить за уши ваш меч? Не то мой меч еще раньше окажется возле ваших ушей и плеч».
Сколько было протестных течений и субкультур! Битники, футуристы, хиппи, металлисты, рокеры, панки, готы, эмо, скинхеды, отаку, падонки, фурри, риветхеды, руд-бои, гопники, любера, рейтеры, киберготы, яппи, нацики, антифа-фанаты футбола, эмо-киды… Сколько было ниспровергателей!
Революционность можно назвать внутренним нервом протестных течений, это то, что сразу бросается в глаза. Футуристы ловили поток сознания, анархисты Сакко и Ванцетти боролись за права рабочих, блаженные битники Гэрб Кэин, Керуак, Сэлинджер, Апдайк отражали чаяния «потерянного поколения». Маринетти принадлежит высказывание: «Новое исходно может быть только насилием или жестокостью». Ниспровергателей прошлого с современными рэперами роднит стремление к «озарению», свобода, сила, напряжение душевного перерождения, дурь, негритянские ритмы, freak-out’s дым. Безопасность – скука, надо жить и умереть молодым.
А еще? Что еще притягивает к рэпу молодежь? Текст, бит, речитатив, манера произнесения, мимика, жесты, видеоряд, снова назовем жесткую протестность, очень резкие краски, социальная лирика. Что в этом нового? Новое ли все это?
В своей лекции «От Алкея до Оксимирона» А. Г. Машевский выделяет в современном русском рэпе давние, возможно немного забытые традиции:
1. Барочность – желание поразить воображение, нагромождение конгруэнтных терминов, по-разному называющих и оттеняющих по существу одно и то же понятие. Использование не событийного, а риторического речевого механизма.
2. Рэп напоминает заклинания, архаику первобытной магии, стремление перечислить все имена бога.
3. Использование «пуанта» – мы слышим, улавливаем только ключевые слова – принципа романтической поэзии, декларирующего риторическую запальчивость.
4. Использование в силлабо-тонической русской поэзии, основанной на чередовании ударных и безударных гласных, принципов силлабо-метрической поэзии Древней Греции, опирающихся на использование коротких и длинных слогов. Это сводится к укорочению и удлинению отдельных гласных. На этом же основана и бардовская песня, напоминающая речитатив и в гораздо меньшей степени использующая мелодию.
5. Баттлы уходят корнями в поэзию филидов, ирландских поэтов V века. Это в основном сатира, социальное унижение и уничтожение противника, который, по преданию, после поражения заболевает и покрывается пузырями.

Два слова о нашумевшем баттле Мирона и Славы КПСС. Думаю, большинство согласится, что оба парня небесталанны и способны на большее.
Мирон имеет уже огромную фанатскую аудиторию. И не без оснований. У него есть отличные треки, блестящие по форме и интересные по содержанию. К сожалению, много и таких, где все сделано тяп-ляп – бесформенно, в спешке и без души. Со Славой другая история. Мне показалось, что там есть душок национализма и всяких фобий – юдо, хачи, мигранто. Для меня это абсолютно неприемлемо. С другой стороны, это существует в жизни и имеет свою социальную питательную среду. Возможно, Слава вырастет когда-нибудь из коротких штанишек своих фобий. В конце концов, некоторые считают, что великий Федор Михайлович был юдо- и даже русофобом. И это никак не влияет на нашу оценку творчества русского гения.
Почему я говорю об этом? Было много субкультур. У одних никогда не было шансов выскочить из имиджа футбольных фанатов или, например, из имиджа шпаны и хулиганов. Мы знаем и другие примеры. Русские футуристы, американские битники, поэты ситцевого века, русский рок. Они переросли свои революционные субкультуры и стали мощными пластами русской и мировой культуры. Сможет ли субкультура стать самодостаточным и самостоятельным явлением культуры? Об этом нам скажет не миллион просмотров, а экспертное мнение. Есть ли у рэпа такой шанс? Есть ли у этих ребят шанс? Мне бы хотелось, чтобы это было именно так. Чтобы, научившись зарабатывать, они не превратились в разжиревших буржуазных поп-рэперов. Хотелось бы, чтобы пена хайпа ушла, а напиток остался.

Поделиться прочитанным в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *