По вопросам вступления в Союз писателей звоните:
Тобольская Татьяна Станиславовна, 8 499-430-00-89 доб. (101)
ответственный секретарь приёмной комиссии ИСП.
Получать наши новости по электронной почте:
Саша Кругосветов: Символы важнее контента
Друзья, в данном посте я размещаю текст моей статьи, посвященной некоторым из идей Маршалла Маклюэна. Этот знаменитый канадский мыслитель умер в 1980 году, но сумел предвидеть многие из важных проблем, которые встали перед человечеством в XXI веке. Возможно, я буду предлагать материал для публикации в какие-то издания, но сначала мне хотелось бы обсудить его с вами.
Вселенная Маклюэна
Сами того не подозревая, мы живем во вселенной Маклюэна.
Писатель Том Вульф сказал, что считает Маклюэна одним из самых выдающихся мыслителей, стоящим в одном ряду с Ньютоном, Дарвином, Фрейдом, Эйнштейном и Павловым. Афоризмы и высказывания Маклюэна, такие, как «The medium is the message» («Носитель информации является самим посланием» (игра слов: message и massage – «послание» и «массаж» соответственно) и «Global village» («глобальная деревня») прочно вошли в менталитет и культуру современного человека. Маклюэн предсказал эффект воздействия телевидения на общество, суть и природу рекламной индустрии; сорок лет назад он описал изменения в обществе, такие, как процессы глобализации, которые мы увидели вместе с появлением Интернета.
Начнем с вопроса, какие черты общества в целом были порождены технологией письма и печати? Линейное мышление, логика, основанная на причинно-следственных связях; представление о пространстве как о контейнере, а о времени – как о прямой с делениями. Согласно представлениям классической физики, все вещи во вселенной занимают свое конкретное место, а сама вселенная – огромный механизм.
Принципы работы алфавита и печатного станка – фрагментация, формирование жесткой последовательности и механическое повторение – влияют на все общество. Линейное письмо и алфавит – основа наших мыслительных процессов, которые используют такие составляющие, как системность, соответствие, последовательность расстановки элементов, определенность и так далее. Стратегии рынка, материальное производство, наука, развлечения – все строится по этой схеме и обеспечивает поступательное движение индустриального общества.
Вот пример рассуждения Маклюэна о доме.
Люди племени, первобытные люди жили в круглых домах, а затем стали жить в квадратных. Дом для них – расширение кожи и теплообменных процессов. Человек племени ощущал себя частью вселенной; круглое жилище для него – не отгораживание от внешнего мира, а включенность в него. Цивилизованный человек стремится разграничить и организовать пространство, разделить функции. Квадратное жилище – это отгораживание, абстрагирование от мира, это фрагментация и специализация пространства.
Письменность и алфавит превратили члена племени в человека цивилизации, давая ему «глаз вместо уха». Письменная речь является основой интеллекта в привычном его понимании, алфавит при этом навязывает нам особые принципы восприятия реальности.
Еще в XIX веке появились предположения, что нельзя отдавать предпочтение логическим категориям и евклидовому пространству как единственно возможным. Современная физика и ряд других наук подчас отказываются от таких принципов, как локализация, линейность, причинно-следственная связь, трехмерное пространство, перспектива, временная последовательность.
Весь этот пресный мир, согласно рассуждениям Маклюэна, заканчивается с внедрением электрики и электроники, разрушающей Галактику Гутенберга. Мир электроники не централизует и специализирует, а сжимает и унифицирует. Он создает пространство без границ, центров и провинций, в котором все происходит одновременно, где нет жесткой хронологии. Технологии современного мира сокращают время и уничтожают разделение в пространстве, происходит переход от статики к движению, от жесткой механики к более гибким и мобильным структурам. Все эти изменения характеризуются одним словом – иррациональность. Знаменитая максима Маклюэна (1964) «медиа – это сообщение» стала откровением для большинства людей, склонных игнорировать медиатехнологии и обращающих внимание только на содержание, контент. Эффект был таким, словно Маклюэн пытался сказать: «Это же медиа, болваны!» Он начал с призыва уделять внимание медиатехнологиям, потому что они сильнейшим образом влияют на человеческие отношения. Символьная оболочка – вот что действительно важно, вовсе не контент. Технология – в ней весь смысл, в ее природе, структуре, а не в наших намерениях.
С этим не все согласятся. В США существует Национальная ружейная ассоциация, которая противится попыткам ограничивать наличие оружия у населения – «людей убивают не ружья, а люди». Если мы думаем, что огнестрельное оружие повышает градус жестокости, значит, мы верим в то, что медиа – это сообщение. Вот еще вариант подобных высказываний: «Мы не ездим по железным дорогам; они ездят по нам». То же имел в виду и Марк Твен, когда говорил, что если в вашей руке молоток, то все вокруг напоминает гвозди.
Маклюэн сформулировал четыре закона, которые действуют для любого медиа в его понимании – то есть для любого искусственного объекта, созданного человеком (артефакта).
Из артефактов складывается наша среда обитания, и у разных культур и сообществ она разная. Эта искусственная среда постоянно трансформируется, поскольку каждый новый объект меняет связи между существующими. Вспомним рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром» – о том, как смерть одной бабочки отразилась на будущем целой страны.
Чтобы описать влияние нового артефакта на среду, Маклюэн использовал модель «фигура-фон»: то, что мы воспринимаем, – «фигура», остальное – «фон». Похожим образом человек пользуется артефактами: одни активно задействованы в повседневных практиках, другие мало используются и кажутся «фоном». Четыре ключевых точки перехода артефактов из состояния «фигуры» в «фон» и обратно составляют «тетраду Маклюэна».
1) Новое раздвигает рамки. Новые артефакты расширяют возможности человека, с их появлением мы можем осуществлять некоторую практику лучше, чем прежде. Артефакт остается актуальным («фигурой») до появления более «продвинутого». Например, многопиксельные камеры в смартфонах позволяют фотографировать быстрее, чем классический цифровой фотоаппарат.
2) Старое отступает и приспосабливается. Новый артефакт приводит к тому, что практика использования артефакта-предшественника с той же целью устаревает и уходит на второй план, с позиции «фигуры» в «фон». Это не значит, что новое непременно убивает старое – старое перестает использоваться в прежних целях, но если ему можно найти новое применение, оно не умрет. Например, распространение радио не убило прессу, электронные записи музыки и книг не убили винил и бумажные книги.
3) Меняется не суть практики, а способ ее воплощения. Новый артефакт возвращает практики из прошлых эпох, которые прежде были связаны с использованием других инструментов. Все новое – хорошо забытое старое, но на другом витке развития. Например, эсэмэски снова сделали «фигурой» практику отправки коротких текстовых сообщений, которая раньше осуществлялась телеграммами. Селфи возвращает практику автопортрета.
4) Инновация со временем становится своей противоположностью. Каждый новый артефакт со временем достигает предела своего развития и обращается в свою противоположность – с точки зрения того, какие возможности человека он расширяет. Он уходит из положения «фигуры» в «фон», освобождая место чему-то новому. Автомобили, предназначенные для ускорения движения, стали задерживать передвижение из-за пробок и перегрузки магистралей.
Еще несколько выборочных суждений Маклюэна.
Земной шар теперь не более, чем деревня. Средства коммуникации настолько развиты и укоренились в нашей жизни, что теперь не существует информационной изоляции и ограниченности.
Благодаря телевидению мир стал большой деревней, а изрядная часть передач возрождает деревенские сплетни. Земной шар превратился в деревню, поэтому и сплетни в нем распространяются так же, как любая информация – быстро и беспрепятственно.
С появлением телевидения сам зритель становится экраном. Он подвергается бомбардировке световыми импульсами, которые нашпиговывают «оболочку его души душещипательно-подсознательными намеками». Человека можно сравнить с маленьким ребенком, который смотрит на родителей, замечает их привычки, поведение, а потом все впитывает как губка и непроизвольно воспроизводит. Телевидение может вызвать любые чувства: панику, страх, ненависть…
Настоящие новости – плохие новости. Любые средства коммуникации ради пиара должны сбалансировать подачу новостей: где есть хорошие, там непременно должны быть и плохие. Различные наводнения, пожары, катастрофы на суше или на море превосходят в качестве новостей любую разновидность частного ужаса.
Готовность к войне современной социальной системы. Появление новых технологий изменяет сенсорное восприятие человеком окружающей среды, разрушает его самоидентификацию, вынуждая к адаптации и видению мира как бы в зеркале заднего вида. Маклюэн сравнивает ненужные теперь сенсорные способности с ампутированным органом, который вызывает фантомные боли. Технологии становятся продолжениями человеческого тела и его нервной системы. Попытки восстановить утраченную самоидентификацию приводят к войнам, в то время как любая война стимулирует новые технические разработки, которые провоцируют новую утрату самоидентификации.
Маклюэн еще в 60-е годы прошлого века предвидел, что человек в эру торжества электронных медиа перестанет быть субъектом, создающим технологии, а станет в первую очередь объектом воздействия этих технологий. Мы сейчас уже наблюдаем глубокое изменение человека, погруженного в Интернет, электронные СМИ, электронную коммерцию, фабрику троллей и пранкеров, в продукцию фабрики грез Голливуда, в игровые и другие виртуальные реальности. Как описано у Ю. Харрари, сапиенс как вид под влиянием технологий трансформируется во что-то совсем другое и в недалекой исторической перспективе перестанет существовать в известной нам форме. Но это уже совсем другой вопрос.