По вопросам вступления в Союз писателей звоните:

Тобольская Татьяна Станиславовна, 8 499-430-00-89 доб. (101)
ответственный секретарь приёмной комиссии ИСП.

Получать наши новости по электронной почте:

Введите ваш email:

Ксения Ром, «Про Хармса помню с детства.»

IMG_20210109_184404

Стих, словно голос Джельсомино,

Разрушит всё, что вам немило.

 

Про Хармса помню с детства.

Помню, что он писал стихи для детей – странные такие, не похожие на других авторов, да и вовсе не похожи они были на стихи в моем тогдашнем понимании: ведь стихи – это что-то четкое, правильное, маршеобразное. Слово «ритм» мне тогда еще не было знакомо, но то, что в стихах есть какая-то магия, нечто захватывающее и завораживающее, – это я поняла уже тогда. А еще от них что-то переворачивалось в душе: то торнадо какой-то крутил-закручивался и завывал волчком, то волна монотонности накрывала-баюкала, то разгоралось что-то и жгло, закипая, накаляясь, подобно ярости благородной из старой-старой песни.

В общем, каким-то странным образом стихи воздействуют на душу человеческую: входят в нее, как в дверь, без стука, незванно-негаданно, и так же внезапно исчезают, словно струйка пара от закипевшей воды в чайнике. И лишь какое-то странное послевкусие напоминает, что здесь совсем недавно было нечто, способное перевернуть, взбудоражить, заворожить.

В чем же заключается сила стиха? Почему именно сила? Потому что только от сильного удара стекло может разбиться, от слабого оно только треснет и будет напрочь испорчено – и физически, и ментально. Ведь даже сейчас народ свято верит в плохие приметы о разбитых зеркалах. Ровная поверхность зеркала или стекла – символ размеренной и счастливой жизни. Сидишь себе спокойно, «починяешь примус», а тут тебе бац: стих камнем в окошко, хулиганство форменное, с точки зрения Уголовного кодекса. А с точки зрения слова?

Пушкин до сих пор «глаголом жжет сердца людей». О магическом воздействии на человека силы слова говорил и Владимир Шефнер:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести…

Булгаков словами героя своего легендарного романа заклинал не писать плохие стихи.

Я, начав пописывать рифмованные строчки, вдруг с удивлением стала замечать, что после выплескивания мыслей и эмоций на бумагу приходит какое-то чувство облегчения и умиротворенности. А в особо паршивые минуты меня всегда спасали стихи Лермонтова и Ахматовой.

Что же такое стихи? Это ритмически организованная речь; ритм – это чередование ударных и безударных слогов в строке, а слово – инструмент , тот самый звуковой молоток, средство воздействия на окружающих. Владеющий словом владеет умами людей, может быть приверженцем той или иной идеологии и активно использовать ее в своих целях – плохих или хороших.

Слово сильное и мощное, брошенное, как камень в стекло, пробивает брешь в стене непонимания, помогает достучаться до кого-то, донести свою мысль, привлечь внимание к определенной проблеме. Это мощное оружие, которое надо использовать осторожно и грамотно, и только во благо.

Возможно, именно это имел в виду Даниил Хармс?

 

Поделиться прочитанным в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *