По вопросам вступления в Союз писателей звоните:
Тобольская Татьяна Станиславовна, 8 499-430-00-89 доб. (101)
ответственный секретарь приёмной комиссии ИСП.
Получать наши новости по электронной почте:
Саша Кругосветов: Тайна соавторства
Некоторое время назад у меня родилась шуточная зарисовка, в которой о Саше
Кругосветове и Льве Лапкине рассказывается как о двух разных людях,
пишущих в соавторстве. Возможно, я иногда буду использовать эту миниатюру
для создания непринужденной атмосферы на своих творческих вечерах и
презентациях книг. Ну а пока что мне показалось правильным представить этот
текст в печатном виде здесь, в Авторской колонке.
Жил-был на свете один человек, звали его Лев Лапкин. Вначале он был мальчиком,
потом – парнем, потом стал зрелым мужчиной. В общем, все как у всех. Он был
ровесником войны и прожил долгую, довольно трудную, но в целом очень счастливую
жизнь. «Прожил» – не значит, что его нет. Он и сейчас жив и здравствует. И слава
Богу.
В тревожные 90-е Льву Лапкину приходилось особенно много работать, он мало бывал
дома, но ему хотелось хотя бы иногда рассказывать сыну Диме сказки перед сном.
Причём не какие-то сказки из известных книг, а свои собственные. Но чтобы
придумывать новые сказки, требовалось свободное время, а вот как раз свободного-то
времени у него совсем и не было. И тогда наш герой вспомнил, что он изобретатель, и
изобрёл путешественника и сказочника Сашу Кругосветова.
Саша Кругосветов оказался человеком с фантазией. Стоило только Льву Лапкину
произнести, что сказки должны быть о приключениях моряков на корабле «Быстрые
паруса» во главе со знаменитым русским путешественником капитаном Александром,
как Кругосветов тут же сообразил, что в таких историях никак не обойтись без
великанов, без ужасных Чёрных птиц со стальными клювами и без разных морских
животных – белого кита, страшной акулы Мегалодона, прекрасной Рыбы-Парусника,
мудрой слоновой черепахи Галы и многих-многих других. Маленькому Диме очень
понравились эти необычные сказки, а уж о Кругосветове с Лапкиным и говорить не
приходится. Последний ещё и записывал эти байки Кругосветова на магнитофон.
Знаете, в те времена были такие смешные кассетные магнитофончики с узенькой
магнитной лентой.
А потом, в 2000-е годы, у Льва Лапкина появилась возможность самому отправиться
по маршрутам путешествий отважного капитана. Выяснилось, что хотя Саша
Кругосветов и был прекрасным сочинителем, но время от времени фантазия заводила
его не совсем туда, куда следовало бы. Однако именно он и предложил вернувшемуся
из странствий Лапкину переписать все истории с магнитофонных кассет на бумагу – в
будущую книгу. Ему-то, Кругосветову, забот мало: подал идею – и давай дальше
фантазировать. А Льву Лапкину пришлось дорабатывать рассказы, чтобы они в
письменном виде смотрелись не хуже, чем в устном, и чтобы ни одной неточности (а
Кругосветов на такие пустяки не обращал особенного внимания) не осталось в
окончательном тексте.
Но ничего, в конце концов Лев Лапкин с работой справился. А Кругосветов перед
отправкой рукописи в издательство быстренько и незаметно добавил к ней титульный
лист со своим именем над названием. Вот с тех самых пор и приходится двум
соавторам публиковаться под общим псевдонимом «Саша Кругосветов».
А надо вам сказать, что такая совместная работа имеет не только свои минусы, но и
огромные плюсы. Например, Лев Лапкин любит просыпаться засветло, а Саша
Кругосветов – наоборот, встает довольно поздно, зато долго работает вечером и даже
ночью и ложится за полночь. В результате на двоих у них в сутках образуется почти
двадцать четыре часа творческого времени. Лев стремится довести написанное до
совершенства, а Кругосветова каждый раз влекут новые прекрасные дали. Они,
конечно, немало спорят из-за этого, но в конечном итоге книги только выигрывают:
каждая страница хорошо проработана, а сюжет летит вперёд, постоянно совершая
неожиданные повороты.
Есть, правда, и недостатки. Лев Лапкин подхватил где-то ОРВИ – и работа
остановилась. Потом он оклемался, только договорились встретиться – у Кругосветова
после купания в холодной воде в осенней Феодосии, куда он смотался, чтобы
познакомиться с архивами капитана Александра, неожиданно выскочил чирей на шее,
да такой болезненный, что ни о какой совместной работе не могло быть и речи.
В общем, работать вдвоем веселее и интересней, иногда даже проще, а иногда и
труднее.
Лев Лапкин тяготеет к серьёзным, крупным темам, к философским обобщениям.
Поэтому он как-то раз и предложил перейти от книг для детей к книгам для взрослых.
Саше Кругосветову такая идея тоже пришлась по душе, но в этой самой душе у него
всегда живёт сказочный задор. Вот и роман о стране дураков на острове Мория хоть и
поднимал вполне недетские темы, но в результате оказался слишком весёлым.
Однако как на это посмотреть – может быть, это вовсе и не плохо. Да и в другие их
совместные литературные работы Кругосветов то и дело норовит внести что-нибудь с
лёгкой сумасшедшинкой, чтобы обескураженному читателю только и оставалось
воскликнуть: ну герой даёт! А ещё Сашу Кругосветова тянет на эксперименты. Скажем,
написать рэп-баттлы, от кое-каких фраз которых у Льва Лапкина даже кончики ушей
краснеют. Но потом выясняется, что и такие произведения свою аудиторию находят. В
общем, наши соавторы, чуть было не разругавшись, каждый раз в конце концов
примиряются и продолжают творить дальше.
Совместное творчество оказывается удобным и с практической точки зрения. Саша
Кругосветов терпеть не может вести переговоры с издателями и выступать на
писательских конференциях. Зато на встречах с детьми он не теряется, умеет создать
атмосферу увлекательной игры и забавно изобразить героев путешествий капитана
Александра, будто бы он не путешественник и литератор, а настоящий актёр. Так что в
этих вопросах соавторы давно распределили, кому и чем заниматься и кому куда
ездить. Бывает так, что и встречаются они только за письменным столом. А ещё в
спортзал ходят вместе, потому что понимают, что поддерживать себя в отличной
спортивной форме нужно обоим.
Наконец, напрашивается вопрос: как же они пишут книги вдвоём? Просто садятся
рядом, обсуждают и пишут? Так происходит чаще всего. Но бывает и так, что Лев
Лапкин вдруг говорит, что ему нужно отъехать по делам. Или Саша Кругосветов
заявляет, что собрался пойти в гости. Но на самом деле в половине таких случаев они
просто прячутся друг от друга по укромным углам и каждый пребывает в уверенности,
что в одиночку у него как раз и получатся самые что ни есть лучшие страницы. Но
наступает момент, и вдохновение неожиданно покидает и того и другого. Тогда Лапкин
делает «покерфейс» и объясняет другу, что он только что вернулся с рабочих
переговоров, а Кругосветов жалуется, что в гостях было невообразимо скучно и ему
пришлось поспешить домой. После этого оба снова оказываются за письменным
столом друг напротив друга. И продолжается совместное творчество, в результате
которого рождаются настоящие книги.