По вопросам вступления в Союз писателей звоните:
Тобольская Татьяна Станиславовна, 8 499-430-00-89 доб. (101)
ответственный секретарь приёмной комиссии ИСП.
Получать наши новости по электронной почте:
Что лучше для писателя – одиночество или семья?
Пожалуй, это один из самых спорных вопросов писательского быта. Что такое семья – главная помеха творчеству или, наоборот, опора?
Примеров можно привести массу в пользу обеих точек зрения. Причём от великого до обыденного.
Вариант 1: семья – зло.
Оставшийся холостым Пушкин наверняка создал бы гораздо больше великих произведений. Мужья любовниц поэта не слишком горели желанием стреляться с ним, а вот он сам, обретя жену, даже в куда более неоднозначной ситуации поспешил к барьеру.
От высокого к обыденному. Сколько молодых авторов подавали надежды, вступая в литературу, но всё сходило на нет, едва лишь они связывали себя брачными узами.
И причины вполне понятны. Мужчины начинают ожесточённо вкалывать на двух работах, дома их ждут орущие детишки и требующая к себе внимания жена… Да и у женщины-писателя точно так же семейная рутина с детьми и готовкой еды может отнять возможность творить. Тем более что книги не пекутся, как пирожки, едва появится свободная минутка, тут ещё соответствующий настрой нужен. И как не сказать, что одиночество для автора гораздо лучше, чем семья?
Вариант 2: семья – опора.
Хрестоматийный пример – Софья Андреевна шесть или семь раз от руки переписывала «Войну и мир» Толстого, чтобы муж мог спокойно приводить к идеалу великий роман не по исчёрканным черновикам, а видя чистый текст.
Аналогичная ситуация с другим великим романом, но созданным уже женщиной. Муж Маргарет Митчелл помогал ей собирать историческую фактуру при написании «Унесённых ветром», старался взять на себя какие-то бытовые хлопоты, был чутким и грамотным первым читателем.
Да и среди сегодняшних писателей обоих полов есть те, чьи вторые половинки стараются сделать всё, чтобы у них была максимальная возможность комфортно творить. И что ещё нужно писателю для счастья?
* * *
Мы рассмотрели два крайних варианта. И понятно, что однозначной формулы, подходящей для всех, здесь нет. Но как обстоят дела у вас самих и ваших знакомых творческих профессий? Не стесняйтесь делиться в комментариях своим мнением и примерами!
Вопрос можно поставить и шире — в смысле, не только о писателях. Не зря же есть такая шутка, мол, женщина окрыляет мужчину и одновременно тянет к земле с такой тяжестью, что крыльями особо не помашешь…
Мрачная эта шутка, но если продолжать размышлять в том же ключе, то окажется, что и для женщины замужество тоже ведёт к потере многих возможностей. А истина, скорее всего, где-то посередине тех двух крайних вариантов, которые обозначены в посте. Хотя в жизни, конечно, по-разному складывается.
Вопрос; надуманный так видно с чьей-то подачи. С таким успехом можно также спросить живущих всех, а нужна ли вам Родина? Или хотя бы земля, на которой ты существуешь. Но ответ он давно уже есть.
Нельзя разделить целое яблоко — сгниёт!
Даже незамужней женщине писательнице не удастся полностью уйти от бытовухи. Ей придется готовить хотя б для себя, и убираться тоже и ещё много чего по дому делать, да в добавок самой зарабатывать. А вот женатый мужчина может переложить если не все то хотя львинную долю хозяйственных заботы на плечи жены, а сам спокойно заниматься творчеством в свободное от основной работы время. Найти хозяйственную женщину всё-таки проще, чем хозяйственного мужчину. Хотя такие мужчины тоже иногда встречаются.
А как вам третий вариант: семья из двух писателей (или поэтов)типа Ахматова-Гумилёв?
Считаю, что лучше всё — таки одиночество. Скажу о женщинах — писательницах, поэтессах: не везёт нам в любви. Все творческие люди для окружающих кажутся странными. Мужчинам, если они не связаны с творчеством, очень сложно понять, что его любимая сейчас обдумывает очередную главу, либо очередной стих пришёл ей на ум и это всё нужно записать, побыть одной, в покое и тишине. Думаю, мужчинам творческим не легче. Дети… мне лично не мешают, хотя и требуют много внимания. Благо, детки мои тоже творческие натуры и они понимают без слов: раз мама молчит и просит не трогать, значит, наступил момент творения. А вот, с мужчинами, как — то очень сложно. Так, что: я ЗА одиночество. Кроме того, гораздо лучше пишется, когда воздерживаешься от сексуальных контактов. Будто расплёскиваешь себя во вне…
Здесь не по существу пишут о том, нужна ли писателю семья? ГЛАВНОЕ, ЧТО ПИСАТЕЛЮ НЕ НУЖНО ЗАВОДИТЬ ДЕТЕЙ, ибо они могут родиться неполноценными. Так многие писатели и поступали, например, у Мережковского и Гиппиус не было детей, у Блока тоже, а вот семейными людьми они были. Любой любитель литературы может привести свои примеры на этот счёт. О бытовухе писать просто нелепо, хотя доля истины в том, что двум талантам или с талантом ужиться вместе трудно.
Да, если у супругов совершенно разные требования к быту жизни, и эти требования быта совершенно противоположны духовным запросам, то или, или — или материальная бытовуха слопает без разжову духовное, или духовное потерпит в меру своих сил да и плюнет на косность быта — уйдёт куда нето подальше, чтоб своё породить. — Кому что… А сказать определённо — это хорошо, а это бяка смешно и глупо.
А представьте. Застекленная веранда, через которую видно как на сосны в твоем саду падает снег, стоит заснеженная лавочка и на ветке сидит сорока, которая делает вид, что смотрит в другую сторону. В комнате горит камин,и слышны звуки телевизора и голоса детей, которые не мешают творить, а только дают ощущение уюта. Муж приносит тебе чашечку кофе с кусочком пирожного, и, поцеловав в щеку, тихо говорит, -пиши,пиши,больше не мешаюсь… А ты, отхлебнув из чашечки кофе, и , на зависть сроке, откусив кусочек пирожного, мечтательно смотришь на снежинки, потом внутрь себя и в тот сюжет, который сейчас живет в твоем ноутбуке, а его герои заманивают тебя в свой мир, и ты пишешь, пишешь…
Истина, как всегда, находится посередине.