По вопросам вступления в Союз писателей звоните:
Тобольская Татьяна Станиславовна, 8 499-430-00-89 доб. (101)
ответственный секретарь приёмной комиссии ИСП.
Получать наши новости по электронной почте:
Высоцкий – гений! Эксклюзивная лекция от Андрея Полонского
Лекция Андрея Полонского, поэта, эссеиста, прозаика, переводчика, историка, была о Высоцком. Это неслучайно, поскольку Владимиру Семеновичу посвящена одна из Премий Большого литературного онлайн-проекта – Международный арт-фестиваль «Я только малость объясню в стихе».
– Высоцкий противостоял паровозу жизни. Что это такое. Например, есть у тебя связи – ты написал удобную книжку, издал – вот и паровоз. Высоцкий же заставил посмотреть на пространство по-другому, свободнее, бессистемно. Он жил по принципу – каждый из нас несет ответственность не только перед живыми людьми, перед ныне живущими, но и перед теми, кто ушел и кто еще не родился. Этой концепцией пронизаны все военные песни Высоцкого, который как никто чувствовал напряжение войны.
От этого напряжения и рождались пронзительные и тревожные строки:
Немецкий снайпер дострелил меня,
Убив того, который не стрелял.
Или:
Я сказал: «Капитан. Никогда ты не будешь майором»
– Высоцкий эту войну в очередной раз интимизировал – сделал ее интимной, дорогой для тех, кто войны не помнит. И понимание интимного круга, интимного пространства тоже вырастало из определения «свои-чужие», – рассказал лектор.
В качестве примера такого жизненного принципа Высоцкого «свои-чужие» писатель зачитал стихотворение «Летела жизнь в плохом автомобиле»:
Я сам с Ростова, я, вообще, подкидыш –
Я мог бы быть с каких угодно мест,
И если ты, мой Бог, меня не выдашь,
Тогда моя Свинья меня не съест.
Живу везде – сейчас, к примеру, в Туле.
Живу и не считаю ни потерь, ни барышей.
Из детства помню детский дом в ауле
В республике чечено-ингушей.
Они нам детских душ не загубили,
Делили с нами пищу и судьбу.
Летела жизнь в плохом автомобиле
И вылетала с выхлопом в трубу…
– Такое стихотворение, которое объединяет пространство и время, четко ложится на слух. Приличный поэт изложил бы это в каких-нибудь обтекаемых нежных словах. Но у Высоцкого сложился совсем другой язык – он через тьму, через безумные перипетии жизни, через ветры свободы видел свет России.
В конце писатель сравнил литературное творчество Владимира Высоцкого с творчеством Марины Цветаевой:
– И Высоцкий, и Цветаева, – сказал Полонский, – глубоко русские, национальные поэты. И у Цветаевой есть некоторая интимность в произведениях.
Корреспондент журнала «Традиции & Авангард» Ольга Новикова